Медицинская терминология в Тибетской медицине.

Модератор: Juliya

Медицинская терминология в Тибетской медицине.

Сообщение Juliya » Пн апр 21, 2008 10:15 pm

Часто в работе сталкиваюсь с понятием "шрин". Тибетец, с кем я работаю, объяснил что это зеленая жидкость, которая скопилась в теле. Мы долго дискутировали на эту тему и сошлись на том, что это можно отнести к системным воспалительным заболеваниях, возможно с гнойными проявлениями хронического течения. Но не до конца я в этом все таки уверена. Может кто-нибудь пытался адаптировать к современной науке этот термин? Буду рада комментариям.

Пользуясь правами модератора мной изменено название темы с "Что-такое шрин?" на "Медицинская терминология в Тибетской медицине". Вадим Асадулин.
Аватара пользователя
Juliya
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: Ср мар 19, 2008 4:32 pm
Откуда: Москва

Сообщение Вадим Асадулин » Пн апр 21, 2008 10:21 pm

Напишите по-тибетски или в транслитерации. Обычно транскрипция очень отличается. И спросите какой диалект.
Тибетско-английский словарь:
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Juliya » Вт апр 22, 2008 12:46 pm

Пишется в транслитерации как srin. В тибетско-английском словаре тибетской медицины и астрологии Друнгцо не выделяется конкретной патологии под этим словом, есть подразделения как паразитарный шрин, бактериальный и т.д.
Может быть есть еще какие-то упоминания?
Аватара пользователя
Juliya
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: Ср мар 19, 2008 4:32 pm
Откуда: Москва

Сообщение Вадим Асадулин » Вт апр 22, 2008 1:01 pm

Kletter, Plants: srin [син] - лхасское произношение, буквально, черви – это собирательный медицинский термин, который используется для обозначения невидимых микроскопических сущностей - вирусов, бактерий, простейших, гельминтов, живущих внутри тела или проникающих внутрь, чтобы вредить балансу внутренних srin или Элементов. В здоровом теле srin классифицируются как внутренние srin, которые присутствуют в теле от рождения и внешние srin – гниды и вши. В текстах указано, что число различных srin составляет 84000, но они не могут быть обнаружены невооружённым глазом, также упомянуто 21000 различных типов внутренних srin. Когда внутренние srin сбалансированы, они полезны для человека. Они поддерживают функции тела, способствуют перевариванию пищи и дают физическую силу. Внутренние srin связаны с тремя Дошами и с циркулирующей системой – кровеносными и лимфатическими сосудами. Bad-srin [пе-син] живут в желудке, mkhris-srin [три-син] в зубах, глазах, в коже, прямой кишке и в половых органах, rlung-srin [лун-син] в толстом кишечнике и khrag-srin [трак-син] в кровеносной и лимфатической системе. Когда равновесие различных srin в теле нарушено, они могут вредить организму и способствовать развитию болезней.
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
По этой ссылке можно найти дополнительную информацию.
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Juliya » Вт апр 22, 2008 1:58 pm

Спасибо за исчерпывающий ответ. :)
Аватара пользователя
Juliya
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: Ср мар 19, 2008 4:32 pm
Откуда: Москва

Сообщение Вадим Асадулин » Ср май 28, 2008 6:09 pm

Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Вадим Асадулин » Вс июн 01, 2008 7:20 am

Получил новый состав Гожил-10 из Монгольской аптеки из Улан-Батора без инструкции. В Фармакопее Монголии этого состава нет, в списке препаратов, которые выпускаются Армон Фабрик, его тоже нет. Состав сделан как порошок (мелкодисперсный, красивого ярко красного цвета), а не как отвар – грубого помола. Есть инструкция к го-бйил-бчу-тханг в «Онцар-гадоне» и у А. Кособурова в «Объединенном тибетско-монгольском-китайском рецептурнике» со ссылкой опять же на «Он-цар га-дон дэр-дзод», ngo-mtshar dga’-ston gter-mdzod ངོ་མཚར་ དགའ་སྟོན་ གཏེར་མཛོད་ написанного Чойжамц в начале 20в. и на tshim dpen bla-ma’i sman-sbyor
ཚིམ་ དཔེན་ བླ་མའི་ སྨན་སྦྱོར་ без авторства и даты написания, вероятно, начала 20в.
На этом загадки не заканчиваются.
В «Онцар-гадоне» за №169, в главе посвященной лечению «Сердечных болезней (snying-gi-nad) написано следующее (орфография сохранена):
Го-бйил-бчу-тханг: го-бйил 1л, дза-ти 8с, а-ру 4с, ба-ру 3с, скйу-ру 3с, бцод 3с, жун-кхан 3с. Смешав, готовят порошок. Затем к нему добавляют проваренные вместе 'бри-смуг и сгa в количестве 7с, [затем] цветок и плод бсэ-ба 5с, арнаг 4с, Такой состав рекомендовал мой учитель. Все вместе кипятят в бараньем костном бульоне. Принимают при душевном беспокойстве, болезни ветра, сердца, [...] [шус-'дэбс], сонливости. Кроме того, это лекарство без остатков излечивает болезни на основе земли, воды и женские болезни.
В «Онцар-гадоне» есть ссылки на этот состав в главах посвященным лечению отдельных заболеваний без расшифровки прописей.
25. УДУШЬЕ (СТОД-'ЦХАНГС-НАД). Эта болезнь [проявляется] головокружением, помрачением сознания, расстройством дыхания. Лечат приготовлением прописей «агар со-лнга, кхраг-'кхруг кун-сэл, го-бйил-бчу тханг, дмар-чхэн бчу-гсум, ма-ну бжи тханг» с добавлением «го-бйил». Показано прижигание.
58. БОЛЕЗНИ СЕРДЦА (СНЙИНГ-НАД) - «ЦАРЯ ПЯТИ ПЛОТНЫХ ОРГАНОВ». В болезнях сердца различают семь разновидностей: сердцебиение, боли в сердце, жар сердца, водянка сердца, окутанность сердца, поражение сердца микроорганизмами, сердечная болезнь «черной остроты». Обобщая, их можно разделить на две группы: болезни холода и болезни жара.
При болезнях жара [воспалительных] у больных затемнение, спутанность сознания, боли в грудной клетке, ощущение жара, отдающее в спину, сердцебиение. В этих случаях [назначается] «снйинг-цхад-сэл-ба'и-гур-гум-бдун-па».
При [болезни сердца] холодного [происхождения у больного] сухость во рту, тяжелое дыхание, расстройства деятельности сердца, тошнота. Назначаются «го-бйил-бчу-тханг, срог-'дзин-нор-бу».
При ветре, дрожи, расширении груди, помрачении ума, бессмысленной речи, головокружении, бессоннице, появлении нарывов назначают «срог-'дзин-лнга-па, срог-'дзин-бчу-гчиг, ар-наг-друг-па, сэмс-кйи-бдэ-бскйэд» и т. п.
При поражении [сердца] желчью неприятное чувство в легких, сердце и в груди, иктеричность языка, бессонница, стремление к холодному. В этих случаях назначают «рин-чхэн-спунгс-сбйор».
При поражении сердца слизью отмечаются нарушения психики, теряется аппетит, появляется распирание в груди, тяжесть в теле и в душе. [При этих признаках назначают] «да-ли-бдун-па» и кровопускание из сосудов «ру-тхунг», «снод-ка».
94. [ОТРАВЛЕНИЕ] ИСКУССТВЕННЫМИ ЯДАМИ (СБЙАР-ДУГ). Хотя существуют самые различные яды, приготовленные по русским и китайским рецептам, опишем следующие. При принятии последовательно аконита и «тханг-пхром» они превращаются в яд, от подобных [отравлений] происходят непроизвольные мочеиспускания и дефекации. Минеральные яды [поражают] составляющие тела и охватывают все тело. Яды из [драгоценных] камней при попадании в желудок вызывают его сжатие. Отравление мясными ядами вызывает боли в печени и селезенке, кровавый понос; вытяжки и порошки — боли; отравление составами растительного происхождения — скованность в суставах, стянутость сухожилий [боли, судороги в конечностях].
Лечение. При отравлениях рекомендуется принимать состав из шерсти лисицы, перьев павлина, желчи зайца, мозга черной лягушки, крови кулана и т. д.; пить «рцаб-йа-друг-тханг», перекипяченное с творогом молоко, «аг-лэг-бжи-тханг», коровье молоко.
В «Вайдурья-онбо» также сказано, что одновременно если есть рыбу и мясо, то это вызывает опухоли [отеки]. Они считаются несовместимыми продуктами, превращающимися [при совмещении] в яд.
При отравлении высокогорными и прочими аконитами появляются галлюцинации и миражи, кровь и ветер как бы расширяют грудную клетку и вызывают сильную одышку.
[Лечение]. Назначают «срог-'дзин-лнга-па» с вином, а также кровопускание из сосудов «'дом-рца» и других, куда проник яд. При отравлении [нездоровыми испарениями] в неподходящих местах назначают «да-ли-бчу-друг», «го-бйил-бчу-тханг» и т. п.
Впервые встречаю формулировку «лекарство без остатков излечивает болезни на основе земли, воды». Как это расценить? Как Первоэлементы или болезни от «пребывания в неподходящих местах», или как переводит А. Кособуров, болезни, которые провоцируются непривычными землей и водой, т. е при перемене места проживания, что я думаю не верно.
Вот, что я «нарыл» про Землю и Воду в Джуд-ши.
…без Земли – нет осуществления, без Воды – нет соединения, без Огня – нет созревания, без Ветра – нет развития, без Пространства – нет места для развития.
От Земли — мясо, кости, нос и обоняние,
От Воды — кровь, язык, ощущение вкуса и влаги,
Земля дает основу, Вода — влажность
Лекарства, направленные вверх, происходят от Огня и Ветра, а вниз направленные — от Земли и Воды.
Преобладание в материальном субстрате первоэлементов Земля и Вода обеспечивает сладкий вкус, Огонь и Земля — кислый, Вода и Огонь — соленый, Вода и Ветер — горький, Огонь и Ветер — жгучий, Земля и Ветер — вяжущий.
Признаки лхог-па земли: опухоли крепкие и твердые, верхушки опухолей и сыпи темные;
[признаки] лхог-па воды — мягкие, холодные волдыри с просачивающейся желтой водой;
…тяжесть и омраченность — это яд Земли,
…холод и прохлада — яд Воды.
Далее еще интереснее, упоминаемая нозология шус-'дэбс shus ‘debs тоже нигде не встречается, в электронном словаре ཤུས་འདེབས་ это - to signal others kha nas shu rgyag pa.
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
У меня нет упомянутых выше рецептурных текстов на языке оригинала. Посоветоваться не с кем. Буду звонить в аптеку. Может ли кто пояснить, например, в сравнении с ТКМ?
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Вадим Асадулин » Вс июн 01, 2008 9:26 am

В поисках Гожил 10 нашел интересный документ:
Жороор олгох эмийн жагсаалт, в этом списке 356 медикамента западной медицины и в Жороор олгох уламжлалт эм - 41 препарат Традиционной Монгольской Медицины, в том числе Гожил 10 тан, значит аптекарь поленился написать «тан», а впрочем любому дураку должно быть известно, что Гожил 10 именно отвар, а не порошок! Я то этого не знал…
moh.mn/.../1e22efa51fee4773c8257299003240e4/$FILE/Legislation%20book%20A5.pdf
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Вадим Асадулин » Вт июн 03, 2008 6:09 am

«Болезнь dbugs-mi-bde на тибетском или амьсгал амаргүй болох өвчин на монгольском, проявляется нарушением проходимости бронхиального дерева, обильным отхождением густой мокроты. Заболевание характеризуется приступообразным течением, внезапным появлением ощущения стягивания грудной клетки, кашлем, затруднением дыхания с нарушением вдоха и выдоха, появлением повышенной потливости, дистанционными свистящими хрипами, ухудшением состояния в положении лёжа, при опасном развитии болезни дыхание за короткий промежуток времени может полностью прекратиться. Из-за частых обострений появляется слабость, пульс погруженный и немного пустой, моча светлая, с полыми пузырями. Этиологическими факторами являются нисходящее распространение по бронхиальному дереву своевременно недолеченной болезни glo-yu’i tsha-nad [ло-ю ца-нэ] или glo thes-po nad, увеличение количества мокроты, переохлаждение, переутомление, возбуждение Ветра. Задачей терапии является снятие бронхоспазма, дренаж лёгких, путём разжижжения вязкой мокроты и прекращение лишней секреции».
Интересно, что одним из этиологических факторов является первично избыточная секреция мокроты, аналогично холинэргической астме!
А как красочно описывается острая пневмония!
«Болезнь glo-ba’i tsha-nad [ло-ве ца-нэ] или Уушигны халуун развивается от внедрения в лёгкие Жара. Этиологическими факторами являются чрезмерное употребление острой, кислой и недоброкачественной пищи и питья, напряженная физическая работа, столкновение в теле Жара и Холода, распространение в лёгкие остатков Жара tshad-cham. Начало заболевания острое и тяжёлое – потрясающий озноб, нарастающая лихорадка; сухой кашель, затем с мокротой красновато-жёлтого цвета с примесью крови, солёного вкуса, потливость, боли грудной клетке, одышка и поверхностное дыхание, раздувание ноздрей, сыпь на губах, при опасном течении болезни на фоне тяжёлой лихорадки нарушается сознание, появляется психо-моторное возбуждение, резкое охлаждение пальцев конечностей, пульс напряженный и учащенный, моча красновато-жёлтая, с толстым слоем осадка, с сильным запахом и паром, с быстро исчезающей пеной».
Цитаты из современного учебника тибетской медицины, который выдержал уже два издания - в 1977 и 1997 гг., «Новый рассвет или Краткая суть медицины», профессора Лхасской медицинской академии Самтэна. Дословный перевод с тибетского А.А. Кособурова с моими профессиональными медицинскими правками.
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение umbriel » Вс авг 21, 2011 10:26 pm

Доброго времени суток!

Подскажите, пожалуйста, как переводится "Сова Ригпа"?

Привожу полный текст, где указывается об этой форме знаний:
Тибетская медицина, известная как «Сова Ригпа», является древней формой природной медицины, свойственной тибетскому народу, которая практикуется и поныне по всему Тибету, гималайским регионам, Индии, Монголии, Сибири и в Западном мире - везде, где живут тибетцы в изгнании. «Сова Ригпа» считается самым важным из десяти тибетских предметов изучения. На протяжении многих веков она приносила пользу людям Тибета и окружавших его регионов. Это уникальное знание содержится в тысячах текстах, написанных на тибетском языке, но, главным образом, в четырех медицинских тантрах или rgyud-bzhi. С древних времен и поныне эти четыре медицинских тантры составляют первостепенные учебные тексты для обучения тибетских врачевателей.

Источник - Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!

На одном из сайтов в скобках указывается перевод, как "Наука Исцеления" ...Так ли это?
umbriel
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 9:04 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение umbriel » Пн авг 22, 2011 8:25 am

umbriel писал(а):На одном из сайтов в скобках указывается перевод, как "Наука Исцеления" ...Так ли это?


Для тех, кто еще не знает :)
По-тибетски слово “медицина” переводится как “сориг” (сова ригпа, gsoba rigpa), буквально “наука исцеления”.

Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме!
umbriel
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 9:04 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Вадим Асадулин » Пт авг 26, 2011 3:30 am

གསོ་བ་རིག་པ་། это – science of medicine; ayurveda, *, 1 of rig gnas bcu, science of healing, the *, medicine; science of healing/ medicine.
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Re: Медицинская терминология в Тибетской медицине.

Сообщение прутков » Чт окт 06, 2011 8:40 pm

"Juliya"
Часто в работе сталкиваюсь с понятием "шрин"....
..... Может кто-нибудь пытался адаптировать к современной науке этот термин? Буду рада комментариям.


Синономом "шрин" в современной медицине есть термин "имммунитет".
Если Вы не знаете причину или механизм заболевания Вы можите с "апломбом" рассуждать о "шрин" или "имммунитете", это одного порядка. Никто не знает что такое "шрин" или "имммунитет" но все их признают и ими аппелируют :(
"Зри в корень" - Козьма Прутков
прутков
Предупрежден!
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: Пн мар 01, 2010 2:36 pm
Откуда: Алушта


Вернуться в Теории.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Медицинский кодекс врачей Рунета