Лунный заяц: Китай и Африка.

Лунный заяц: Китай и Африка.

Сообщение Егор » Вт май 16, 2006 3:49 am

С сайта Росийского Университета Дружбы Народов (Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме!)

Лоторева Нина Михайловна
Утраченное бессмертие

Луна, заяц, бессмертие – распространенность мифологемы.

Представления о лунном зайце распространены в различных областях мира. Мотив взаимодействия зайца и луны восходит к глубокой древности. Этот сюжет мы можем встретить в Индии, Китае и Японии, у тибетцев, монголов, калмыков, татар, зулусов, готтентотов и бушменов в Южной Африке, у индейцев Северной Америки и Мексики. В северной части Евразийского континента существует также представление о том, что на луне находится человек, который черпает воду. По мнению Исиды Эйитиро [i] “оно простирается вплоть до северо-западного побережья американского континента, а в южном направлении доходит до архипелага Рюкю и юго-западной части Тихого океана”. И все же цикл представлений о лунном зайце является более распространенным, чем представления о человеке, зачерпывающем воду.

Вечное желание человека омолодится, или обрести вечную жизнь, связано с представлениями о вечном бессмертии луны, которая убывает и возрождается вновь. Первобытный человек не вычленял себя из природы и поэтому проводил параллели между явлениями природы и изменениями в своем социуме. Рост луны отождествлялся с ростом живых существ. Новая луна являлась символом детства, нарастающая – символом молодости, круглая – символом зрелости, беременности, родов, убывающая луна – старости. Отсутствие луны на небе – это смерть, а затем ее новое рождение и, следовательно, воскресение человека. Люди спроецировали эти циклы на свою жизнь. Человек смог проанализировать и объединить различные факты, такие как рождение, смерть, жизнь после смерти и воскресение, подобное лунному. Наблюдая за луной, человек пришел к выводу, что смерть – это не конец, за ней всегда следует новое рождение [ii] .

Луна, заяц, бессмертие в мифологии и сказках бушменов.

Луна и Заяц.

В бушменской мифологии распространен образ лунного зайца.

В книге “Бушменский фольклор” известного этнографа Доротеи Блик можно найти придание о том, какую беду навлек на человеческий род недоверчивый заяц. “В давно прошедшие времена заяц был человеком. Когда у зайца умерла мать, сын начал плакать о том, что никогда больше ее не увидит. Заяц причитал так громко, что его услышала луна. “Перестань сокрушаться, сказала она, твоя мать не умерла, она оживет”. Но заяц не поверил луне и продолжал плакать. Луна разгневалась и ударила зайца по лицу, раздвоив ему губу. “ты будешь вечно носит на лице знак моего гнева, – сказала она, – ты не хотел мне поверить, ты не понял, что я бессмертна, лишь некоторое время я дремлю, а затем вновь возвращаюсь к жизни.” [iii] Из-за этой недоверчивости все люди были обречены на смерть, а самого зайца луна превратила в животное.

События сказки относятся к началу времен, в ней идет речь о зайце как о человеке. Возможно, это был первый человек. Из этнографии известно, что во всех мифологиях “люди” – это то племя, которое рассказывает миф. Следовательно, можно сделать вывод, что заяц, будучи в начале времен человеком, был именно бушменом. Основная тема сказки – рассказ об утрате людьми бессмертия. Причиной утраты бессмертия послужило недоверие героя к словам луны.

Так же можно встретить варианты мифов про зайчиху:

“Зайчиха швырнула в луну свой каросс [iv] и обожгла ей лицо. Луна закричала, отодрала от лица каросс и отбросила его. Зайчиха сказала: “Люди должны умирать!" Но луна возразила ей: “Люди должны жить!” Затем луна взяла свой топор и разбила зайчихе рот, а та закричала, опалила в огне свой каросс, а потом швырнула его в лицо – ведь зола горячая. Затем зайчиха прокляла луну: “Луна должна умереть!” – сказала она” [v] . Можно сделать вывод, что зайчиха второй сказки – это мать зайца, которая умирает в первой сказке. Если верно предположение, что заяц – это первый бушмен, то зайчиха может являться прародительницей (матерью первого бушмена). Эта идея подтверждается еще тем, что можно провести параллель между сказкой и мифами о потопе, т.е. точке отсчета нового времени, где для возрождения (зарождения), племени, остаются мать и сын. Во второй сказке идет спор между зайчихой и луной о судьбе людей. Однако непонятно желание зайчихи, как прародительницы бушменов сделать людей смертными, это, видимо, объясняет третья сказка. Спор с луной закончился тем, что зайчиха прокляла луну (лишила бессмертия). Возможно это сказка-перевертыш, т.к. всем известно, что умирают люди, а луна постоянно возрождается.

Существует такое предание: “Зайчиха опалила свой каросс в огне, а потом швырнула его в лицо луне и обожгла ей лицо. От каросса на лице луны остались темные пятна (лунные горы). Луна закричала, схватила каросс и швырнула его прочь. Зайчиха сказала: “Мужчина, который женится на многих женщинах, должен быть убит!” Но луна возразила: “Этот мужчина не должен умереть! Мужчина должен дать каждой жене детей, и женщины породят много людей, родится много мужчин, родится много женщин – много бушменов!” [vi] В этой сказке луна и зайчиха также являются противниками, и луна также выступает на стороне людей. Если посмотреть на сказки о луне и зайце, то можно обнаружить, что заяц всегда выступает против людей. Третья сказка, вероятно, дает ответ на этот вопрос. В ней зайчиха высказывает утверждение, возможно, древнее табу, что мужчина, который женится на многих женщинах, должен умереть. Луна же, напротив, защищает этого мужчину. Вероятно, существовал запрет на многоженство, который, как видно из сказки, луна снимает. Видимо зайчиха является представителем ранней социальной формации, луна же определяет изменение социальных отношений. В таком случае становится понятным враждебная настроенность прародителей против людей.

Существует и другое придание, наиболее распространенное по всей Африке, в интерпретации бушменов оно звучит так: “луна отправила зайца к людям со следующим поручением: “иди и передай людям, что они будут подобно мне умирать и вновь возвращаться к жизни”. Но заяц извратил слова луны и сказал людям, что они умрут и больше не воскреснут. Луна прокляла зайца и расщепила ему губу; с этого времени смерть существует на земле” [vii] . Здесь мы видим, что луна, обладающая бессмертием, может распоряжаться этим даром по своему усмотрению. Судя по первой сказке, заяц принадлежит лунному миру и обладает свойствами луны (бессмертием), т.к. он распорядился судьбой людей, и стало так, как он сказал. Во все времена человек пытается объяснить причину появления смерти на земле и найти виновного, в данном случае это заяц, который после того, как навлек смерть на людей, был наказан и превращен в животное.

Бушмены верят, что у зайца сохранился кусочек человеческого мяса, который находится в ляжке. Они никогда не едят его, так как считают, что если они его съедят даже случайно, то желудок не выдержит этого. Из первой сказки известно, что заяц первоначально был бушменом, отсюда и кусочек человеческого мяса. Бушмены не являются каннибалами. Вот почему существует запрет на употребление в пищу кусочка мяса зайца.

Заяц, как и любой мифологический герой, не олицетворяет настоящего зайца, а содержит в себе набор признаков, которыми он обладает согласно различным мифам.

Первый набор признаков определяет зайца, как тотемного предка бушменов, т.к. он является первым бушменом.

Второй набор признаков отождествляет зайца с луной. Возникает вопрос: почему выбор пал именно на зайца, т.к. в лунных пятнах можно увидеть любое изображение. Видимо, существовало представление о зайце, как об обладателе бессмертия. Через бессмертие на зайца были перенесены все признаки луны.

Луна и Солнце.

Солнце постоянно находится в движение и всегда имеет одну и ту же форму. В мифологии оно является воплощением разума, символизирует борца с тьмой. [viii] В мифологии солнце и луна чаще всего являются соперниками. У бушменов солнце и луна также являются соперниками.

Иногда о луне рассказывают, что она человек, соперник солнца. “Луна бежит впереди солнца, а солнце гонится за ней и кромсает ее ножом до тех пор, пока от луны не останется один позвоночник. Тогда луна обращается к своему грозному противнику и просит сохранить то, что от нее осталось для ее детей. Солнце соглашается, и луна возвращается к себе, волоча свое тело. Некоторое время она старается не попадаться на глаза солнцу и выходит только по ночам. Но, набравшись сил и раздобрев, она вновь начинает бежать впереди солнца, которое опять гонится за ней и кромсает ее”. [ix]

Здесь мы видим противостояние двух светил, каждое из которых хочет находиться на небосводе одно. В данном предании присутствует мифологическое описание явлений природы, основанное на наблюдении за возрастанием и убыванием луны. Человек отождествлял луну с собой, следовательно, ставится равенство между луной и человеком.

Луна, смерть и возрождение.

В традициях бушменов луна была также проводником в мир мертвых или сама являлась тем местом, где после смерти обитали души умерших.

Бушмены рассказывают, что луна переносит мертвых, для этого в первой своей четверти она выщерблена.

У бушменов существует интересный обычай: когда на небе появляется новая луна, они собираются все вместе, подносят руки к глазам и начинают восклицать: “Возьми мое лицо, отдай мне свое! Дай мне твое лицо, с которым ты, мертвая, возвращаешься живой! Даже когда мы не видим тебя, ты появляешься опять! У тебя есть радостная уверенность, что ты возвратишься к жизни... О, луна! Ведь первоначально ты говорила, что и мы возвратимся к жизни после смерти” [x] . В это время бушмены кидают песок в воздух и кричат, как охотники, призывающие себе на помощь. Из-за зайца люди утратили свойство луны и таким образом хотят его вернуть.

В представлении бушменов, луна после смерти переходит в царство мертвых, затем она возвращается из него. Таким образом, она имеет связь между двумя мирами – миром живых и мертвых. Поскольку луна является связным между двумя мирами, у бушменов сложилось представление о том, что она переносит мертвых из одного мира в другой. Бушмены верят, что, так же как и луна, они смогут возродиться после смерти. Это видно из ритуала описанного выше, где бушмены просят луну поменяться с ними лицами, для того, чтобы обрести свойство луны – способность возрождаться.

Луна, заяц, бессмертие в мифологии народов Южной Африки.

Луна и Заяц.

А вот какое придание существует у готтентотов, которые вместе с бушменами составляют единую койсанскую расу: “В старину луна послала зайца сообщить людям, что хотя они и будут умирать, но потом смогут возродиться на луне. Однако заяц все перепутал и сообщил людям прямо обратное. С той поры люди и начали умирать. Услышав про это, луна разгневалась, швырнула в зайца палкой и рассекла ему губу. Поспешно убегая, заяц когтями поцарапал луне лицо. С той поры у зайца рассечена губа, и он бежит, куда глаза глядят, а на лице луны и поныне видны следы заячьих когтей”. [xi] В своей книге “Мать Момотаро” Исида Эйитиро [xii] пишет: “Хотя в данной истории пятна на луне истолковываются, как следы заячьих когтей, но, судя по структуре легенды, этот заяц, несомненно, принадлежал к лунному миру”.

Подобное придание можно найти в сказках и мифах субийя, зулусов, относящихся к народам банту. Вместо зайца в их придании фигурирует хамелеон, который был послан прачеловеком Ункулункулу, для того, чтобы он сказал людям, что они будут воскресать после смерти. Но по дороге хамелеона обогнала более быстрая ящерица, она то и сообщила людям, что они не воскреснут после смерти. Некоторые считают, что это бог изменил свое решение о даровании людям бессмертия и послал ящерицу, другие, как, например, басуты и зулусы, утверждают, что ящерица это сделала по злому умыслу. В мифах этих народов при сохранении идеи меняется действующее лицо. Меняется племя – меняется и животное. Это придание также рассказывает о потере людьми бессмертия. Данная сказка очень похожа на сказки бушменов, только вместо зайца в ней фигурирует хамелеон. Это может служить подтверждением предположения о том, что заяц может являться тотемом бушменов.

Луна и Солнце.

К сожалению, материал по данному вопросу, если он существует, мне был не доступен.

Луна, смерть и возрождение.

Бантуязычные народы, населяющие юг Африки, считают, что луну сопровождает звезда, которая догоняет ее и поражает смертоносным уколом. От этого луна умирает, но потом снова возрождается. Здесь мы видим попытку объяснить астрологическое явление, почему исчезает луна.

Общее в развитии мифологемы у бушменов и других народов мира.

Бушмены относятся к луне с большим почтением, никогда не позволяют шутить и насмехаться над ней, боясь, что луна может рассердиться и уйти. Они так же не разрешают детям смотреть на небо в то время, когда светило выходит из-за горы. На луну никогда не должен смотреть охотник, когда спускает стрелу, если же он не будет соблюдать это правило, то он может упустить раненое животное. По поверьям якутов, на луне находятся двое детей. Существует придание, что дети пошли за водой и остановились, для того чтобы посмотреть на луну. Из-за этого луна их забрала к себе и они до сих пор пребывают в лунном мире. Вот почему якуты запрещают своим детям смотреть на луну, а особенно нельзя это делать в полнолуние. Анализируя данный запрет, можно предположить, что по представлениям якутов у луны есть две ипостаси: живая и мертвая. Живая, когда луна находиться на небосводе, а мертвая, когда она исчезает. Вероятно, родители не разрешают смотреть на луну, т.к. она может забрать их в мир мертвых (т.е. дети умрут). У бушменов также существует запрет смотреть на луну для охотников. Занятие охотой проходит на грани жизни и смерти (убить, чтобы выжить), и, так как оно сопряжено с убийством (смерть животного), луна может повлиять на результат охоты: будет ли она успешной или нет.

С луной связаны такие животные как: заяц, кот ("лунный кот"), лягушка, улитка, черепаха, корова. Есть поверье, что лягушки выпадают вместе с росой, а роса происходит от луны. Зайца и лягушку чаще всего видят в узоре лунных пятен. Вера в способность возрождаться, подобно луне в верованиях разных народов было перенесено с человека на различных животных, таковыми являются крабы, ящерицы, змеи, так как считается, что, меняя кожу или панцирь, они способны возродиться после смерти. Такие легенды можно обнаружить у жителей Океании. Жители полуострова Казель на острове Новая Британия в Меланезии хранят придание, что добрый бог То Кабинана намеревался даровать людям бессмертие, а змеям – смерть. Для этого он послал в нижний мир своего младшего брата То Карвуву со словами: “Научи людей тайному искусству, как избежать смерти, ежегодно сбрасывая кожу, а змеям ниспошли смерть”. Поскольку же посыльный передал людям смерть, а змей обучил тайному искусству бессмертия, с той поры люди умирают, а змеи, ежегодно меняющие кожу, стали бессмертными. [xiii]

Похожая легенда существует и у жителей острова Батом в архипелаге Новая Британия: В глубокой древности То Конкономианг пообещал наградить двух юношей бессмертием и повелел придти к нему с огнем в руках, но они не выполнили его приказания. То Конкономианг сильно рассердился и заявил: “Вы будете умирать, только ваш дух останется живым. Однако большая ящерица-сцинк, варан и змея будут сбрасывать кожу и потому жить вечно”. С той поры люди познали, что такое смерть. [xiv]

Здесь же следует привести придание обитателей острова Ниас, который находится у западного побережья Суматры: Когда уже завершалось сотворение земли, с неба был направлен божественный посланник, которому было приказано в течение месяца воздерживаться от еды. Когда муки голода стали для него непереносимыми, он съел банан. Это оказалось роковой ошибкой. Если бы он съел речного краба, то подобно крабу сбрасывал бы кожу и не умер бы. [xv]

Жители острова верят, что панцирные животные обладают бессмертием, и если бы посланник съел краба, то получил бы его свойство – бессмертие. Здесь мы видим перенесение свойств животных на человека.

На островах Фиджи главными героями легенды, которая объясняет происхождении смерти, являются луна и крыса. В своей книге “Мать Момотаро” Исида Эйитиро пишет, что “поскольку от полуострова Малакка и Суматры до южных морей крыса считается животным, пребывающим на луне, то не исключено, что находящийся на луне заяц, согласно распространенному в Индии представлению, является просто ее заменой”.

Во всех приведенных преданиях народов Океании существует повторяющийся мотив: верховное божество желает даровать людям бессмертие, но этого не происходит. В первом предании из-за ошибки младшего брата, который научил змей искусству бессмертия. Во втором – из-за того, что юноши не выполнили приказание божества, и тогда оно даровало вечную жизнь ящерице, змее и варану. В третьем божественный посланник не смог выдержать назначенного ему испытания. Во всех этих преданиях присутствует мотив обмана людей.

Предания, объясняющие происхождение смерти у человека встречаются также в Британской Гвиане и у жителей бассейна реки Ориноко, северной части Южной Америки у племени араваков.

Издревле люди верили что змея, которая может постоянно возрождаться, сбрасывая кожу, связана с бессмертной луной, которая убывает и вновь нарастает. С давних времен у многих народов с луной связывались если не змеи, то животные, которые впадают в зимнюю спячку или живущие в норах, например, зайцы, крысы, жабы, медведи, собаки, кабаны. Наступление новой весны и бессмертие чаще всего ассоциировалось именно с такими животными, возможно, это было связано с наблюдениями за нарастанием и убыванием луны.

Выводы

Во все времена человек задумывался о происхождении смерти и мечтал о бессмертии. Он стремился найти ответ на вопрос: почему люди умирают? Вечное желание человека омолодится, или обрести вечную жизнь, связано с представлениями о вечном бессмертии луны, которая убывает и возрождается вновь. Также он старался найти виновного, в том, что люди не бессмертны. Изучая мифы народов мира можно встретить повторяющийся мотив: луна или верховное божество хотят подарить людям бессмертие, но этого не происходит. В тихоокеанском регионе таким виновником является, например, как считают жители полуострова Казель, божественный посланник, который по ошибке научил змей искусству бессмертия. Жители острова Батом виновниками считают двух юношей, которые не пришли к верховному божеству с огнем. Обитатели острова Ниас считают, что на людей навлек смерть божественный посланник, которому было приказано в течение месяца воздерживаться от еды, но он не выдержал и съел банан. Бантуязычные народы считают, что бог решил даровать людям бессмертие, но опять же этого не происходит, т.к. бог послал хамелеона сообщить людям весть, но по дороге его обогнала ящерица и сообщила людям, что они умрут. В бушменской мифологии виновником того, что люди стали смертными, является заяц.

В данной работе были приведены несколько бушменских сказок. События одной из них относятся к началу времен, в ней идет речь о зайце как о человеке. Возможно, это был первый человек. Из этнографии известно, что во всех мифологиях “люди” – это то племя, которое рассказывает миф. Следовательно, можно сделать вывод, что заяц, будучи в начале времен человеком, был именно бушменом.

Так же можно встретить варианты мифов про зайчиху.

Можно сделать вывод, что зайчиха второй сказки – это мать зайца, которая умирает в первой сказке. Если верно предположение, что заяц – это первый бушмен, то зайчиха может являться прародительницей (матерью первого бушмена). Эта идея подтверждается еще тем, что, можно провести параллель между сказкой и мифами о потопе, т.е. точке отсчета нового времени, где для возрождения (зарождения), племени, остаются мать и сын. Во второй сказке идет спор между зайчихой и луной о судьбе людей. Однако непонятно желание зайчихи, как прародительницы бушменов сделать людей смертными. Спор с луной закончился тем, что зайчиха прокляла луну (лишила бессмертия). Возможно это сказка-перевертыш, т.к. всем известно, что умирают люди, а луна постоянно возрождается.

В третьей сказке луна и зайчиха также являются противниками, и луна также выступает на стороне людей. Если посмотреть на сказки о луне и зайце, то можно обнаружить, что заяц всегда выступает против людей. Третья сказка, вероятно, дает ответ на этот вопрос. В ней зайчиха высказывает утверждение, возможно, древнее табу, что мужчина, который женится на многих женщинах, должен умереть. Луна же, напротив, защищает этого мужчину. Вероятно, существовал запрет на многоженство, который, как видно из сказки, луна снимает. Видимо зайчиха является представителем ранней социальной формации, луна же определяет изменение социальных отношений. В таком случае становится понятным враждебная настроенность прародителей против людей.

Мы видим, что луна, обладающая бессмертием, может распоряжаться этим даром по своему усмотрению. Судя по первой сказке, заяц принадлежит лунному миру и обладает свойствами луны (бессмертием), т.к. он распорядился судьбой людей, и стало так, как он сказал. Во все времена человек пытается объяснить причину появления смерти на земле и найти виновного, в данном случае это заяц, который после того, как навлек смерть на людей, был наказан и превращен в животное.

В мифах бантуязычных народов при сохранении идеи меняется действующее лицо. Меняется племя – меняется и животное. Это придание также рассказывает о потере людьми бессмертия. Данная сказка очень похожа на сказки бушменов, только вместо зайца в ней фигурирует хамелеон. Это может служить подтверждением предположения о том, что заяц может являться тотемом бушменов. С луной связаны такие животные как: заяц, кот ("лунный кот"), лягушка, улитка, черепаха, корова. Вера в способность возрождаться, подобно луне в верованиях разных народов было перенесено с человека на различных животных, таковыми являются крабы, ящерицы, змеи, так как считается, что, меняя кожу или панцирь, они способны возродиться после смерти.

Существует запрет смотреть на луну детям у бушменов и у якутов. Можно предположить, что по представлениям якутов у луны есть две ипостаси: живая и мертвая. Живая, когда луна находиться на небосводе, а мертвая, когда она исчезает. Вероятно, родители не разрешают смотреть на луну, т.к. она может забрать их в мир мертвых (т.е. дети умрут). У бушменов также существует запрет смотреть на луну для охотников. Занятие охотой проходит на грани жизни и смерти (убить, чтобы выжить), и, так как оно сопряжено с убийством (смерть животного), луна может повлиять на результат охоты: будет ли она успешной или нет.

--------------------------------------------------------------------------------

[i] Исида Эйитиро. Мать Момотаро. Исследование некоторых аспектов истории культуры.(28-29) СПб, Центр “Петербургское востоковедение”, 1998.
[ii] Мирча Элиаде. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.
[iii] Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М.: Издательство иностранной литературы, 1956.
[iv] Каросс – кожаный плащ, который бушмены одевают в непогоду.
[v] Котляр Е.С. Мифы и сказки бушменов. М., 1983.
[vi] Котляр Е.С. Указ. соч.
[vii] Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М.: Издательство иностранной литературы, 1956.
[viii] Мирча Элиаде. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.
[ix] Элленбергер В. Указ соч.
[x] Элленбергер В. Указ соч.
[xi] Исида Эйитиро. Мать Момотаро. Исследование некоторых аспектов истории культуры. СПб, Центр “Петербургское востоковедение”, 1998. С.28-29.
[xii] Там же, с. 30-31
[xiii] Исида Эйитиро. Указ. соч., с.30-31.
[xiv] Там же, с.30-31.
[xv] Там же.[/b]
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Вт май 16, 2006 3:56 am

Вот такая алхимия получается.
Заяц в Китае - важный алхимический символ: живёт на луне, толчёт эликсир бессмертия...
Удивительно, что и в российском коллективном бессознательном у зайца есть подобная роль. Вернее - не удивительно. Такой архетип...
Вот песня о зацах, собирающих не простую траву. Очень даже алхимический текст...

"Песня про зайцев".

В тёмно-синем лесу, где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов опадает листва,
а поляне траву зайцы в полночь косили
И при этом напевали странные слова :

Пр.:
А нам всё равно, а нам всё равно,
Пусть боимся мы волка и сову.
Дело есть у нас - в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву.

А дубы-колдуны что-то шепчут в тумане,
У поганых болот чьи-то тени встают,
Косят зайцы траву, трын-траву на поляне
И при этом напевают странные слова

Пр.

А нам всё равно, а нам всё равно,
Твёрдо верим мы в древнюю молву:
Храбрым станет тот, кто три раза в год
В самый жуткий час косит трын-траву.

А нам всё равно, а нам всё равно,
Станем мы сильней и отважней льва.
Устоим хоть раз в самый жуткий час -
Все напасти нам станут трын-трава.


Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме! мы с dr. Arthurом два года назад немного обсуждали эту тематику.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение ozes » Ср май 17, 2006 5:24 pm

Как Сунь У-Кун стал бессмертным ("Путешествие на Запад", Глава 2):

учитель сказал:

— Способ этот наиболее совершенный, всеобъемлющий и таинственный из всех существующих. Нет иного учения, которое помогло бы постичь тайну Вечной жизни. Способ этот сводится к совершенствованию духа и соблюдению полной тайны. То, что я передам тебе, — ты спрячь глубоко в своей душе, бережно храни это и способствуй его процветанию. Учение, в которое я посвящу тебя, откроет перед тобой широкий путь. Крепко запомни сказанное мной, и это принесет тебе большую пользу. Все твои мысли должны быть устремлены только к одной цели, и все остальное ты должен забыть. Только тогда ты будешь способен наслаждаться небесным светом и любоваться блеском луны. На луне спрятан яшмовый заяц, на солнце — золотой ворон. Змея и черепаха сочетаются с ними и от этого сочетания жизнь твоя станет настолько крепкой, что ты будешь в состоянии разводить в огне золотой лотос. Природа пяти элементов будет полностью подвластна тебе, и за свои заслуги ты станешь равным Будде и небожителям.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение Егор » Ср май 17, 2006 5:53 pm

Только не яшмовый, а нефритовый.
К сожалению эта ошибка перевода иероглифа так глубоко укоренилась в китаеведческой традиции, что еще будет не одно десятилетие скрывать название данного минерала.
А цитата хорошая.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение ozes » Ср май 17, 2006 6:12 pm

О - спасибо за уточнение! Сейчас у нас напишу, что нефритовый.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Чт авг 10, 2006 4:50 pm

Царевна, которая чуть не вышла замуж за монаха в главах 94 и 95 Путешествия на Запад, а потом сражалась с Сунь У-куном - оказалась как раз Нефритовым Лунным зайцем:

"Оглянувшись, Сунь У-кун увидел духа — повелителя великого женского начала Инь, который в сопровождении двух властительниц Луны быстро опустился на облаке, сияющем всеми цветами радуги, и предстал перед Сунь У-куном. Сунь У-кун сконфуженно убрал свой посох, изогнулся в три погибели, совершил приветственный поклон и спросил:

— О повелитель великого начала Инь! Куда направляешься? Прости, что помешал тебе и не успел вовремя сойти с дороги, — добавил он.

— Оборотень, с которым ты сражаешься, — Нефритовый заяц из Лунного дворца необъятного Холода, где он толчет волшебное снадобье Черный иней. Он самовольно пробрался через Нефритовую заставу, отомкнул золотой замок, убежал из дворца и пропадает вот уже целый год. Гаданье предсказало, что очень скоро он будет лишен жизни, вот я и поспешил явиться сюда, чтобы спасти его. Прошу тебя, Великий Мудрец, пощади его ради меня, старика!

— Да разве я посмею ослушаться? — смущенно пробормотал Сунь У-кун и добавил: — То-то он ловко действует пестом для толчения снадобий! Так это и есть Нефритовый заяц! Почтенный повелитель Луны, ты, верно, не знаешь, что он похитил царевну страны Зарослей небесного бамбука, принял ее облик и стал выдавать себя за настоящую царевну! Но и этого ему оказалось мало. Он возымел желание нарушить непорочность первородного начала Ян у моего учителя, Танского наставника. Как же можно быть снисходительным к таким преступным замыслам? Как можно простить его?

— Должно быть, ты не знаешь, что царевна той страны — не из простых людей, — отвечал повелитель Луны. — Она из Лунного дворца и зовут ее Су Э. Как-то раз восемнадцать лет назад она влепила этому Нефритовому зайцу хорошую оплеуху и после этого задумала спуститься в низшие сферы на грешную землю. Она проникла в утробу главной царицы в виде волшебного луча, и ей удалось таким образом появиться на свет. А заяц этот затаил обиду за полученную оплеуху, потому сбежал из Лунного дворца и отомстил Су Э тем, что занес ее на пустырь и бросил там. Не следовало ему только посягать на непорочность Танского монаха. Этот грех действительно нельзя оставлять безнаказанным. К счастью, ты проявил должную осмотрительность и вовремя отличил поддельное от настоящего, так что он еще не успел повредить твоему учителю."
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Чт авг 10, 2006 4:51 pm

Описание Нефритового зайца из главы Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме!:

Губа с изъяном у него,
А зубки мелкие остры,
Ушами длинными прядет,
Сидит на выступе горы.
А редких усиков концы
Смешно и дерзко врозь торчат,
И точно срезан влажный нос —
Короткий, как у всех зайчат.
На вид комок пушистый он,
И от усов и до хвоста
Его сверкающая шерсть,
Как яшма белая, чиста.
Упруги лапки у него,
Им нипочем далекий путь:
Он через тысячу хребтов
Готов на них перемахнуть.
Он бел и нежен, как в саду
Покрытый инеем цветок,
Он словно пудрой дорогой
Осыпан с головы до ног.
Лишь немигающих зрачков
Отлив горяч и красноват,
Как будто на сплошном снегу
Два алых пятнышка горят.
Как безобиден с виду он —
Пугливый, маленький зверек!
Когда к земле прильнет, похож
На шелка белого клубок.
А если, прыгнув, на лету
Захочет спину распрямить —
На серебристую похож,
Струной натянутую нить.
Тот самый он, кто столько раз
В чертогах среди лунных скал
Кристальной, утренней росы
В ступу остатки собирал
И дивным яшмовым пестом,
Присев в укромный уголок,
Весь день, с утра и допоздна,
Бессмертья снадобье толок.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Чт авг 10, 2006 4:53 pm

Описание дубинки, которой Заяц-оборотень сражался с Сунь У-куном:

Знай: матерьял, из которого сделана
Эта дубинка, что славу стяжала, —
Яшма чудесная, яшма бесценная
Цвета бараньего свежего сала.
Сколько веков ее мастер обтачивал,
Счесть не под силу и тайной науке:
Во времена первозданного хаоса
Это оружье попало мне в руки.
Первым добыть мне ее посчастливилось,
Мне помогли и коварство и сила.
Происхожденье ее — необычное:
Высшее небо ее породило.
Сосредоточена в ней животворная
Мощь величайшего в мире сиянья —
Та, что от солнца с небес растекается
По четырем сторонам мирозданья.
Ей, несравненной, не знающей устали,
Пять своих сил подарила природа,
Духом она благовещим проникнута,
Ей не страшна никакая невзгода.
И, неразлучен с чудесной дубинкою,
Долго средь лунного жил я народца,
Долго толок драгоценное снадобье
Возле дворца, что Коричным зовется.
Знай, что к цветам я питаю пристрастие,
Вот почему я на землю спустился,
Краем Небесных бамбуков прельстившийся,
В нежную девственницу превратился.
В царских палатах живя припеваючи,
Только одним я желаньем пылаю:
С Танским монахом, почтенным и праведным,
Брачный союз заключить я желаю.
Так предначертано было заранее,
Мне с нареченным сейчас пировать бы,
Ты же задумал расстроить мой замысел,
Чтобы не праздновать мне этой свадьбы?
Дерзостный, ищешь ты собственной гибели,
Так приготовься же к смертному бою.
Эй, негодяй, оскорбитель непрошеный,
Вот я когда рассчитаюсь с тобою!
Знай, что оружье давно мое славится
И меж нечистыми и меж святыми,
Знай, что с дубиною посох не справится,
Хоть и с узорами он золотыми.
В Лунном дворце Необъятного холода
Этим оружьем толок я лекарство.
Стоит хоть раз прикоснуться им к недругу —
Сразу он канет в загробное царство!


А яшма - это, наверно, опять нефрит?
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Re: Лунный заяц: Китай и Африка.

Сообщение ozes » Сб дек 14, 2013 6:08 pm

Пекин, 14 декабря 2013 /Синьхуа/ -- Китайский спутник зондирования Луны "Чанъэ-3" с луноходом "Юйту" ("Нефритовый заяц") сегодня плавно опустился на поверхность Луны. Таким образом, успешно выполнена первая мягкая посадка китайского космического аппарата на поверхность внеземного тела.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am



Вернуться в Общекультурные вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron
Медицинский кодекс врачей Рунета