Камень нефрит.

Камень нефрит.

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:27 am

Нефрит (минерал) добывается на настоящий момент в России, Китае (Синцзян-уйгурский автономный округ), Новой Зеландии, Центральной Америке и Канаде, Польше (возможно и в Чехии), возможно где-то еще.

Хотя нефрит по шкале твердости Мосса занимает не самое высокое положение (5.5-6), он, в силу особенностей тонкой структуры (скрытокристаллическая, как бы переплетенные нити) совсем не хрупкий, как, например, более твердый (9 по Моссу) корунд. Это свойство называется вязкостью.

Некоторые образцы в два раза прочнее стали на разлом.

В Китае традиционно ценился белый нефрит больше всего и даже сочетание иероглифов "бай юй" (白玉) стало обозначать драгоценность вообще. Изделия из нефрита обнаружены еще на неолитических стоянках, причем из него изготовлялись как предметы хозяйственно-бытовой деятельности (оружие), так и ритуальные предметы.

В контексте китайской традиции вскармливания жизни одним из достижений в практике являлось сохранение тела нетленным после смерти (кстати. не только в китайской традиции) - это являлось следствием очистки тела от иньских энергий и достижение состояния чистейшего ян (чун-ян 纯阳). Еще напомню, что одним из прозвищ патриарха-бессмертного Люй Дунбиня было как раз Чун Ян (чистейший ян).

Кроме того, именно вещества и объекты обладающие янской природой имели свойство отгонять всякие "сие" (邪 зло, патогены, искажения). Именно поэтому в средства экзорцизма входила например полынь, огонь, громкие звуки, хлопушки, красная краска, изображения солнца и солнечных божеств и т.д. (более подробно про экзорцизм в книгах Я. дэ Грота).

Роль нефрита, как средства от нечистой силы проходит красной нитью через всю историю китайских взаимоотношений с потусторонним. Конечно в наш век просвещения мы можем отвергать все истории про нечистую силу, но народный опыт и эмпирические данные накапливаемые столетиями невозможно сбросить со счета.

упомянем традиционные пять добродетелей нефрита - 玉有五德:仁,义, 智,勇,洁. (гуманность(человеколюбие), справедливость, мудрость, мужество (храбрость, стойкость), чистота). Пусть меня поправят китаеведы-профессионалы.

Вробе бы еще сам Конфуций сказал - 子曰……君子无故,玉去身.Правитель-мудрец (благородный муж - более устоявшийся перевод цзюнь-цзы) без причины не отдаляет нефрит-юй от тела.

Изображение

Это экспонат из музея Хэннани в городе Чженчжоу (район древнего Китая):

В подобный костюм одевали умершего (естественно очень высокого социального положения) с целью сохранить нетленным тело, в связи с чудесными свойствами нефрита.

Но что интересно - подобный же обычай был в Южной Америке, но пока не могу дать ссылку на исчточник информации.

Что еще интересно в Китае существовала традиция умершему вкладывать в рот или кусочек нефрита или изделие из него (например цикаду, как символ бессмертия).

Изображение

Подобная традиция существовала в культурах Южной Америки (например, Ершова Г.Г. "Мезоамерика"). Также там умерших (не простых) одевали в скафандр из пластин нефрита и тело посыпали или ткань пропитывали киноварью (точно как в Китае!!!) для сохранности тела.

Обычай использовать киноварь можно рассматривать в двух ключах - во-первых она ярко красного цвета, а этот цвет всегда был связан со смертью (кровь) и еще древние люди посыпали умерших охрой. А в традиции достижения бессмертия в Китае киноварь рассматривалась как важный компонет элексира бессмертия или символа внутренних энергий, развивая которые можно стать нетленным.
Последний раз редактировалось Егор Чт апр 13, 2006 10:08 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:27 am

Сделаю некоторое географическое отклонение от Китая в сторону Южной Америки. Не делая выводов, лишь буду констатировать факты. Нефрит тоже был весьма значим для Мезоамериканский цивилизаций и тоже тесно был связан с обрядами умирания, связи с духами и проч. Из него делали маски и костюмы, его вкладывали в рот умершему.

Однако, на данную тему рускоязычной литературы минимум, а в зарубежных источниках и по сей день нефрит и отличный от него жадеит часто обозначают как "jade". Здесь я приведу некоторые иллюстрации из сети, но, во-первых я их не держал в руках (доверимся веб-мастерам), а во-вторых они, как правило обозначены, как сделанные из "jade", поэтому могут быть и нефритовые и жадеитовые, что возможно различить по картинке лишь примерно.

Изображение

Про эту маску вообще написано "jade or greenstone". Относиться она к познеклассическому периоду мая.

Следующее изображение скорее всего из жадеита, относиться к ольмекской цивизации.

Изображение

Следующая маска тоже ольмекская, тоже из "jade", но это возможно и нефрит.

Изображение
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:28 am

Этиология названия "нефрит" имеет два объяснения. По одному, считатется, что нефрит в Европе находили окатаннами камнями - галькой, которые были похожи на почку (лат. - нефрос), поэтому и назвали нефрит. Однако многие камни имеют такую форму.

Другая гипотеза (я ее сторонник), объясняет происхождение названия от способности помощи нефрита при болях в почках и пояснице, что косвенно перекликается с чудесными свойствами нефрита, описываемыми в китайских источниках.

Кстати, "жадеит" тоже происходит от слова португальского языка, обозначающего (счас точно не помню) боль в пояснице или почечную колику.


Большой интерес представляют собой древние изделия из нефрита. Например диска-би (璧). В современных источниках пишут, что это ритуальный предмет (без комментариев), а шанхайский китайско-русский словарь переводит иероглиф, как круглая плоская яшма. В других местах его характеризуют, как предмет, который клали на грудь умершим (без объяснения причины).

Вот пример такого диска династии Чжоу (9-1 века до н.э.) (с сайта Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!)

Изображение

А вот пример более позднего диска (династия Хань, с того же сайта)

Изображение

Можно заметить, что со временем диск стал приобретать более декоративные формы. Часто его стали изображать с драконами и прочими животными. Однако, можно попробывать отвлечься от обычного материализма и слегка пофантазировать (или построить гипотезы). Нефрит ценился изначально за свои особые свойства, которые теперь мы называем волшебными (сразу подчеркивая их сказочность и несуществуемость). Но возможно нефрит действительно обладал можщым воздействием на человека через потоки нематериального? Например чере ци? Выпрямлял искажение (или отгонял зло - би сие, одно из свойств нефрита).

На данное предположение некоторый свет может пролить изображение одного халата, найденного при Мавандуйских раскопках (датируют 166 годом до н.э.).

Изображение его приовдиться во многих книгах по истории древнего Китая.

На нем изображены три мира - нижний, мир людей и верхний с солнцем и луной, а также прочие знаки.

Важно отметить, что в древности человек рассматривался как отражение вселенной ( и наобарот), поэтому можно сказать, что здесь картографированно внутреннее пространство. Кстати, такие внешне-внутренние картинки, карты и схему существовали в китайской традиции и позднее, а также вообще в восточном регионе.

Не вдаваясь в анализ всех деталей, земетим на этом изображении двух драконов, которые как бы объединины или связаны диском би простой конфигурации. Драконы разно цвета. Можно сказать, что они символизируют энергитические каналы в теле человека, а диск их завязывает, образуя некий центр (например как чакры в индо-тибетской традиции). Таким образом это может быть указание на особую энергитическую роль диска, которое затем во времени секуляризовалось и вылилось в простой орнаментальный знак.

В археологии вообще все стараються объяснить все максимально материалистически (как и в большинстве наук). Типа - это ритуальный предмет, а тот, обозначал такое-то понятие. Однако за этим забывается, что люди в серъезных делах (смерть и умирание, например) не склонны делать что-то просто так. Изначально ритуал не был ритуалом, а был техническим процессом, в рассматриваемом нами случае - общения с тонким миром, миром духов и предков. Постепенно секуляризуясь, эти традиции действительно стали просто ритуалом, по крайненей мере для археолога.

Процитирую отрывок из интервью с Малявиным В.В. (Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме!):

"Например, на южном Тайване существует культ 12 владык, которые при жизни были разбойниками. Их почитание проходит на нескольких уровнях, которые, по сути, являются разными формами с одним и тем же содержанием. Все они происходят одновременно.

Низший уровень - это местный культ, когда самые простые люди поклоняются идолам. С ними на местном наречии общается специальный медиум. Ему сопутствуют кровавые жертвы животных. Происходит все это действо без начальства.

На втором уровне им поклоняются уже чиновники. К владыкам обращаются на литературном языке и приносят в жертву вареное мясо.

Третий уровень - даосский молебен, который проходит за закрытыми дверями. Не простого народа ума дело, как даосы управляются с богами, и поэтому туда никого не пускают.

И наконец, высший уровень. В то время, когда монахи за закрытыми дверями проводят свой физически зримый молебен, в углу храма стоит старший даос. Его руки спрятаны в широкие рукава, и он незримыми жестами совершает подлинный внутренний ритуал."


То есть каждое действо в традиционной культуре носит многоплановый характер и вглядываясь в него (ритуал) можно разглядеть то, на что настроено сознание, или то, что мы готовы воспринять. В данном примере (про культ 12 владык) - увидеть народный культ или не увидеть истинного внутреннего ритуала?
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:29 am

君子于玉比德焉

Благородный муж в [своих] добродетелях подобен нефриту.

А вот еще один предмет:

Изображение

Нефритовый шаблон околополюсных созвездий, датированный приблизительно 10-6 вв. до н.э.



Однако это не ритуальный диск би, а астрономический прибор.

Шаблон околополюсных созвездий

Среди самых ранних и наиболее примитивных экваториальных астрономических инструментов, существовавших в древнем Китае, прежде всего следует отметить сюаньцзи - шаблон околополюсных созвездий. Датировка его использования - конец эпохи Шан-инь и Западное Чжоу. Сюаньцзи представляет собой нефритовый плоский диск с круглым отверстием в центре и зубчатой внешней гранью. Удерживая этот диск на расстоянии вытянутой руки и нацеливая его центр на Небесный полюс, находившийся в то время близко к звезде b Малой Медведицы (Ursae Minoris; в настоящее время полюс совпадает с a Ursae Minoris), древнекитайский астроном мог наблюдать мерцания близких к нему звезд в каждом крошечном вырезе на грани инструмента.

(информация из книги В.Е. Еремеев. Традиционная наука Китая. Краткая история и идеи. Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!)

Но это кстати очень интересно. Диск Би символизирует Небо в культовых отправлениях, а также немного модифицированный используется для ориентировки на небе.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:30 am

Еще раз возвращаясь к символическому значению би, отметим, что большинство исследователей считают его сиомволом неба. А драконов часто считают "посредниками при восхождении [души умершего] в небесные сферы. (стр. 105, Маурицио Скарпати, Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан).

Однако, кроме символической стороны безусловно должна существовать изначально техническая, подлинный смысл которой (по поводу диска би) точно мне не известен, но выше я привел некоторые гипотезы.

А вот еще группа нефритовых предметов:
Изображение

Называются они цун (琮 (cong)). Прредставляют собой такие штуковины (по другому не назовешь), в центре с круглым отверстием, а если смотреть сверху - квадратные. Могут быть и одиночные, так и как бы поставленные несколько друг на друга.

По бокам может быть часто изображение лица (маски?), сходное (идентичное) тао-те (饕餮):

Изображение

Вот что пишет Алексей Александрович Маслов об цунах в своей новой книге (Китай. Укрощение драконов. стр. 85): "Для ритуалов использовались и прямые прообразы "мировой оси" - жезлы с засечками на них. Один из таких нефритовых жезлов, высотой около 50 см, был открыт в Шаньдуне и принадлежит культуре Лянчжу. Жезл разделен на 19 сегментов, возможно "этажей" космоса, а так же имеет небольшое навершие и основание. Возможно, самое примечательное в этом жезле то, что он покрыт изображениями какого-то духа или человека, причем его "ртом" являются прорези между сегментами, нос - боковые грани жезла, глаза представлены симметричными кругами, уголки глаз выделены в виде небольших треугольников по бокам кругов. Всего, таким образом, здесь изображено 76 аналогичных по свонему виду духов, и характерный облик таких духов неоднократно встречаетс ян древней керамике и бронзе в виде существа тао-те... Такой жезл, представленный в виде фаллоса, соединяющего небо и землю в руках шамана, показывает нам "поэтажность" вселенной, где на каждом "этаже" обитает один определенный дух, шаман же, держа жезл за основание, т.е. за его "земную" часть, использует его как "лестницу в небо" (одна из функций "мировой оси"), чтобы достичь высших сфер. Смысл жезла также может интепритироваться как прохождение души умершего человека с Земли наверх по нескольким сферам вселенной, причем шаман сповроваждает душу умершего, не позволяя ей "затеряться"".

Таким образом, можно проводить некоторые аналогиии между цунами и мандалами, широко представленными, например, в тибетском буддизме. Часто они представляют собой плоскостную проекцию (если мы говорим о рисунке) трехмерного объекта, с поэтажным разделением, где на каждом этаже обитают определенные духи и боги. А сама же мандала символизирует весь мир и создает (задает) мировую ось. Например, горма Меру, которая находиться в центре мира, на вершине которой сиди Будда, по четырем сторонам распологаются защитники учения - Дхармапалы и т.д.

Однако не совсем ясно, почему цуны бывают разной "этажности" - от одного до 19 (может и больше).

Можно предположить несколько вариантов:

1) Нефрит - драгоценный камень, чем богаче умерший - тем больше этажей в цуне.

2) Количество этажей отражает определенное иерархическое положение умершего (что может быть и связанно с первым предположением) в жреческой или правящей среде.

3) Какой кусок нашли - такого размера и сделали. Однако данная гипотеза прдеставляется мне наименее вероятной, так как смерть и ритуалы перехода выполнялись с особым тщанием и такая небрежность (что получилось - то и хорошо) в ритуале (и предметной среде, с ним связанной) - вряд ли вероятна.

Эти цуны очень напоминают традиционные китайские пагоды, которые пришли с буддизмом и сомволизировали многоэтажность мира в буддистской космогонии.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:31 am

Жадеит в строгом смысле вообще иной минерал, просто в западных языках и нефрти и жадеит обозначали как "jade", что породило путаницу.
В Китае нефрит называется - юй (), а жадеит - фэй цуй (翡翠). Ритуальная утварь сделана из юй, хотя иногда этим иероглифом могли обозначаться и другие минералы.
Надо помнить, что китайский язык - глагольный, прдемет называется так или иначе скорее по его свойствам, поэтому юй - это может быть вообще любой камень с особыми полуволшебными свойствами (даже агат и жемчуг), но это скорее редкость.
Предметы, украшения и амулеты из жадеита часты, но все-таки нефрит занимает доминирующее положение.
По физическим свойствам жадеит тоже отличается от нефрита - более тверд, иная структура и минералогический состав.
На вид их в большинстве случаев легко отличить - нефрит как был плавленный, а жадеит как-бы из мелких деталек - но это субъективная оценка. Цвет жадеита обычно более яркий, вычурный - опять же субъективизм.
Некоторые образцы жадеита изумрудно зеленого цвета и прозрачности достигают на мировом рынке в цене астрономических значений, это уже ювелирный драгоценный камень. С нефритом такого нет.
Но именно нефрит был связан с переходом, умиранием и возрождением.
Вот сейчас как раз иду на антикварный рынок тут у нас - покапаться в нефртие и его подделках. Жадеита тоже много на рынке, но нефрит доминирует.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт мар 23, 2006 5:32 am

А вот так сегодня обрабатываю нефрит.
Я посетил нефритовые мастерские.
Условия довольно тяжелые - в воздухе что-то висит - от чего сразу в горле першит, хотя на место обработки льют воду по каплям, чтобы пыль не разлеталась нефритовая...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Чт апр 13, 2006 10:11 am

Еще пара иллюстраций из хэнаньского музея истории в г. Чжэньчжоу.
Изображение
Тигр, зеленоватый нефрит, период "Весны и Осени".

Изображение
Фигура с головой человека и хвостом змеи, зеленоватый нефрит, период "Весны и Осени".
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Вт апр 18, 2006 7:51 am

Из: Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме!
(Элиаде Мирча. Азиатская алхимия. Сборник эссе / Пер. с рум., фр., англ. - М.: Янус-К, 1998. - 604 с. - С. 41-76, С. 479-489)


Благотворная магия золота и нефрита применяется и вне биологической жизни. Золото, не подверженный порче, совершенный металл, и нефрит, "пища духов", употребляются для консервации трупов, передавая им свою эмблематическую силу, сохраняя нетронутыми, неизменными - подобно Принципу, который они представляют. "Если вложить золото и нефрит в девять отверстий на трупе, он избежит тлена", - говорит Баопу-цзы18. А в трактате "Тао Хун-цзин"16* (V в.) имеется следующее уточнение: "Когда при вскрытии древней могилы увидите, что труп лежит как живой, знайте, что внутри его и снаружи находится изрядное количество золота и нефрита. По обычаям эпохи династии Хань, сановников и наследных принцев хоронили в одеждах, украшенных жемчугами, и при них клали нефритовые ларцы, дабы уберечь тело от разложения" .

Нефрит являет собой средоточие элемента ян и борьбы с распадом (с функцией элемента инь, чья динамика требует вечного превращения, вечного перегорания, норовя свести все в прах, подчинить Земле). Элемент инъ - женский элемент- в миг смерти стремится всколыхнуть все, что есть жидкого в человеческом теле, все, что может служить орудием разложения. Этому разлагающему действию нефрит противопоставляет всю благодатную мощь ян. Нефрит принимали внутрь еще во времена династии Чжоу17*. А в позднем даосизме проводится мысль, что нефрит - пища духов и что он обеспечивает бессмертие20.

Все эти символы и эмблемы не стоят особняком в социальной и духовной жизни Китая, но переплетены с ней. Нефрит играет существенную роль в древнекитайском обществе, формулирует его символику, питает его психологию. Не одной лишь причастностью к элементу ян и к достижению "бессмертия" исчерпывается применение нефрита. Нефритовые запястья и другие украшения, носимые или надеваемые в определенных обстоятельствах, сами по себе - своим цветом, формой, звуком, который они издают при ударе друг о друга, - выражают социальное положение тех, на ком надеты . Одновременно нефритовое украшение было и эмблемой духовного пути человека - не только ярлыком социального класса, официальной роли, которую он исполнял. Бань Гу пишет в книге "Бай ху тун":18* "Предметы, которые носят на поясе, указывают на помыслы человека и подтверждают его умения. Посему тот, кто культивирует нравственное поведение (дао, "путь" в понимании конфуцианства ), носит кольцо. Тот, кто закладывает в основу своего поведения разум и добродетель (дао дэ в понимании Лао-цзы), носит украшения кун.
Тот, кто мастер решать (цзюэ) неприятные или спорные вопросы... носит половину кольца (цзюэ другим иероглифом). Так что по роду украшений, которые человек навешивает на свой пояс, можно заключить, в чем он искусен"22. Обо всех героях и императорах Древнего Китая есть легенды, где фигурирует нефрит23. О великом Хуан-ди20*, первом императоре, говорится, что он принимал жидкий нефрит24. Я так подробно останавливаюсь на универсальном применении нефрита в коллективной и духовной (индивидуальное "бессмертие") жизни Китая, с тем чтобы как можно точнее обозначить роль нефрита в алхимии и органичную связь последней со всей китайской традицией; доказать, что алхимия отнюдь не просто наука (по крайней мере, в данной ее форме), а главное, что о ней следует судить по документам именно такого рода, а не по документам с признаками наукообразия.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Сб июн 24, 2006 4:11 am

Не смотря на некоторые китаеведческие неточности - материал хорош.

А.Е. Ферсман.
"Очерки по истории камня."
Том 1. 1954 г.


История нефрита

Ко временам библейского пророка Моисея относятся первые сведения об этом камне, и как ни сбивчивы еврейские тексты, но в них ясно упоминается о камне "иешме", загадочном нефрите Востока.

Тремя горизонтальными линиями, пересеченными одной вертикальной, обозначался нефрит в самой отдаленной древности Китая, и нетрудно видеть в этом обозначении изображение трех драгоценностей или бус, нанизанных на нитку. Ию (уй), или ию-ши, или ию-тчи ("тчи" - камень) называют ого китайские писатели, тама - называют японцы, чу, или чичуку,- манчжуры, каш - монголы, иешм - персы, пунаму - маори Новой Зеландии, яспис - греки.

Монгольское название "каш", связанное с "чолонг" (камень), преобразовалось в кахолонг и объединило с настоящим нефритом молочно-серые тона гобийских халцедонов. Название же, по звукам приближающееся к yeschmi, in-chi, широко распространилось на Восток, начиная с древней Халдеи и Иудеи и кончая Грецией и Римом, где нефрит называли яшма - яспис.
До конца XVII в. оно сохранялось в этих странах; даже такой крупный знаток камней, как Боэций-де-Боот, не мог в начале XVII в. понять, что под яшмой подразумеваются две разнородные группы камней: восточный нефрит и то, что мы сейчас называем яшмой. Сколько неверных толкований, ошибок, заблуждений и неясностей вносило в литературу это смешение понятий! Даже сейчас в ряде изданий по истории культуры или по искусству ошибки в определении камня приводят к неправильным научным выводам. Только после открытия Америки, в 1611 г., впервые появилось слово "lapis nephriticus", а в 1647 г. - название "jade". До настоящего времени удерживалось это название во Франции и в международной торговле самоцветами, лишь изредка сплетаясь со средневековым его наименованием, как бы подчеркивая особую роль этого камня для лечения почек.

Сходство нефрита с некоторыми сортами змеевика (жада) так велико, что на Востоке издавна были выработаны особые методы для отличия истинного ию от многочисленных подделок. Так, в одном из лапидариев Средневековья, относящихся примерно к 1596 г., мы читаем: "Чтобы узнать, есть ли в камне настоящий нефрит, смотри на него при свете лампы; если внутри ты заметишь свет как бы восходящего солнца, значит в этом камне есть настоящий нефрит".

С минералогической точки зрения настоящий нефрит и сходный с ним жадеит являются соединениями кремнезема и магния в первом случае и натрия во втором; оба камня обладают жирным блеском и разнообразием окраски, от цвета молока до серо-зеленых, зеленых, темнозеленых или же яркозеленых тонов весенней зелени.
В сущности все оттенки листвы передаются окраской этого камня, вызванной различным содержанием окислов железа и хрома.

Красочно говорит о его цветах китайский историк: "Пять цветов у него - белый, как баранье сало или сливки, желтый, как каштаны, сваренные в кипящей воде, черный, как вакса или лак, красный, как гребень петуха или помада для губ; но самым разнообразным является ию зеленый, а самым дорогим - серый, цвета плевка".

Действительно, наиболее ценились на Востоке молочный сорт из восточного Туркестана и жадеит с яркозелеными пятнами из Бирмы, который по рекам сплавлялся в китайскую провинцию Гань-су.

Эти два месторождения Азии до настоящего времени являются самыми важными во всем мире по обилию и красоте материала; одно время ошибочно только в них и видели источник нефрита для доисторических изделий различных народов.

Позднее главным центром добычи нефрита была Бирма, откуда ежегодно вывозилось в Китай свыше 250 т этого ценного камня. Самыми разнообразными приемами - первобытными способами раскаливания огнем и обливания холодной водой твердых скал и посредством хорошо оборудованных водолазных станций на бурных реках - извлекался здесь прекрасный камень с ровным матовым оттенком и яркозелеными пятнами.


К этим двум центрам Азии в середине XIX в. присоединились богатства Саян. Но об этом месторождении речь впереди. В 1910-1915 гг. на Южном Урале были найдены отдельные скопления нефрита зеленовато-серого цвета. В Европе хорошо известны месторождения Силезии, о которых говорил еще в середине XVIII в. шведский натуралист Линней, и месторождения Лигурии на берегах Средиземного моря, возможно снабжавшие своим камнем еще свайные постройки Швейцарии.

В 1774 г. открыт был нефрит в Новой Зеландии, и тогда же выяснилось, что под именем "пунаму" маори уже давно использовали его для своего обихода и для предметов культа.

Мы знаем, наконец, изделия из нефрита на островах Караибского моря, где он ценился выше золота и служил амулетом или монетой; здесь на кусок красивого нефрита обменивали одного раба.

С открытием Центральной Америки связаны сведения об использовании зеленого камня, о котором мы до сих пор не имеем точных данных: одни называли его lapis nephriticus, другие-амазонским камнем; природа этого камня остается невыясненной.

Проблема нефрита

Своеобразна история плотного зеленого камня, называемого нефритом. Он никогда не имеет вида кристалла, который мог бы привлечь к себе внимание, броситься в глаза первобытному человеку. Малопривлекательны его обломки или гальки, то почти черные, то светломолочные с мелким занозистым изломом, в виде которых встречается нефрит в природе.
Но не случайно нефрит сделался предметом человеческого обихода и орудием и тяжелой борьбе за существование не только у народов Центральной Азии, но и в Европе среди Альпийских гор, в Америке на берегах Ориноко и Амазонки, в Новой Зеландии, в Австралии. В самых разнообразных центрах человеческой культуры, на заре ее зарождения у разных народов, нефрит вместе с кремнем сделался первым материалом для орудий борьбы за жизнь. Его исключительные прочность и вязкость, сочетающиеся с незначительной твердостью, сделали его неоценимым материалом для человека. В свайных постройках швейцарских озер, в прибрежных становищах Байкала, в древних постройках Микен, на затерянных островах Караибского моря, у маори Новой Зеландии - всюду из темнозеленого нефрита выделывались ножи, наконечники для стрел, молотки, топоры - орудия борьбы и защиты, примитивного производства. Они передавались из поколения в поколение и находились в употреблении не снашиваясь целые века.

Как удавалось человеку доставать нужный материал, где те неведомые нам месторождения, из которых добывались эти камни, - все это остается до сих пор загадкой, и лишь постепенно, упорными исследованиями ученых, удается расширить наши сведения и узнать, откуда первобытный человек за 6-7 тысячелетий до нашей эры черпал этот незаменимый для своего примитивного хозяйства материал.

Как научился он отличать зеленый нефрит от других похожих на него серовато-зеленых пород? Каким образом в разных частях света он правильно остановил свой выбор на материале, наиболее прочном из всех, какие дает ему природа,-вот другая задача культурно-исторического значения, тем более интересная, что современный ученый зачастую проходит мимо этого камня, не замечая его. Следует упомянуть, что крупные месторождения нефрита в населеннейшей части итальянской Лигурии (между Генуей и Специей) были открыты всего лишь в 1905 г., а месторождения Южного Урала - только в 1913 г.


Постепенно из материала для грубых орудий доисторического человека нефрит сделался материалом для художественных изделий. Искусство его обработки достигло своего апогея в индийских и китайских изделиях. Высшие формы восточного творческого замысла запечатлелись в этом диковинном материале, перенося на него приемы обработки мягкого камня - агальматолита или ценных сортов плотного дерева. Постепенно нефрит сделался излюбленным материалом и европейского искусства, создававшего под влиянием Востока (Китая, Индии, Бирмы) художественные изделия из нефрита, которые были предметом всеобщего восхищения на всемирных выставках последних двух веков.

Было время, когда за лучшие сорта зеленого нефрита (или жадеита) платили до 1000 золотых рублей за килограмм. В области точного научного знания нефрит также сыграл огромную роль. Этот минерал впервые послужил к сближению вопросов естествознания с проблемами истории культуры, и в ряде интересных работ и глубокого изучения, начиная с точных исследований и кончая популярными сводками целой плеяды ученых, этот камень сделался объектом историко-культурных и этнографических споров и проблем большого принципиального значения. С ним оказались связанными исследования в самых разнообразных областях науки.

Особенно много специальных работ по нефриту написано в Китае, где наиболее обширным трудом является "Ку-ю-ту-пу", иллюстрированное описание древнего нефрита. Оно состоит из 100 книг с более чем 700 изображений коллекций первого императора южной Сунгской династии. Труд этот был составлен в 1176 г. императорской комиссией, возглавляемой Лунг Та-Юаном, президентом "Совета обрядов". Один экземпляр этого каталога был открыт в 1773 г. и издан шесть лет спустя с предисловием, посвященным императору Чиен-Лунгу.

Огромную роль сыграл нефрит в искусстве восточных народов. Можно было бы привести целые страницы замечательных описаний как действительно существующих изделий из камня, так и тех вымышленных, фантастических картин, в которых нефрит всегда играл особую роль.


Вот, читаем мы, громадная статуя Будды. Она сделана из белого нефрита высотой в 6 м; сколько чистоты, спокойствия, какая идея вечности вложены в это изваяние неведомым китайским мастером древности! Вот маленькая ваза из белого нефрита с драконами и цветами на подставке из зеленого нефрита. Трудно сказать, где кончаются листья цветов и начинаются страшные фигуры озверелых драконов, напоминающих то человеческие существа, то морских чудищ. Вот коробка из нефрита; на ней с замечательным мастерством изображено возвращение императора Му из экспедиции на Дальний Запад. На заднем плане видны его лошади, возвращающиеся па сочные пастбища, на переднем - вьючные волы отводятся в стойла; вокруг - пышные хризантемы, растущие на скале, имеющей форму дракона о трех когтях.

Видное место занимал нефрит и в поэзии народов; замечательные образы нефрита рисует нам Ближний Восток. Вот что читаем мы в Апокалипсисе, полном мистических фантазий о "небесном городе": "Яркое солнце освещало его и сравнимо оно было только с прекрасным драгоценным камнем лучшей и прозрачной "иешме" (нефрит). Стены этого удивительного города были сложены из сплошного нефрита, а сам он был из чистого золота и сверкал и сиял, как если бы был прозрачным кристаллом".

Наконец, с технической точки зрения в некоторых отношениях нет материала, равного нефриту, не только среди природных, но и искусственных соединении.

Мы знаем, что в цехах заводов бывшего стального короля Германии Круппа первая попытка разбить на наковальне глыбу нефрита окончилась тем, что наковальня развалилась на куски. Для раздробления нефрита нужны удары, в три раза более сильные, чем для базальта или порфира. Для раздавливания гранита нужно давление от 1 до 2,5 т на кв. сантиметр, но нужно приложить до 7 т, чтобы раздавить лучшие куски нефрита Саянских гор и особенно жадеита Бирмы. Хотя нефрит много мягче, чем простой кварц, но его вязкость и сопротивляемость механическим воздействиям превосходят все другие каменные породы. Эти свойства нефрита объясняются его особым волокнистым строением, при котором волокна минерала "актинолит" образуют своеобразный войлок.

Нефрит в Китае

В незапамятные времена китайской истории нефрит и его аналог - жадеит обратили на себя внимание и сделались предметом культа. Когда впервые знакомишься с историей нефрита, непонятным кажется увлечение целой страны этим матовым камнем серых тонов в течение многих тысячелетий. Но если присмотреться к китайским безделушкам, привыкнуть к этим неярким краскам, то постепенно можно проникнуться обаянием нефрита, его глубиной и спокойствием, которые так ценит китаец. Однородность нефрита, его прочность, при не очень большой твердости, возможность выразить резьбой самый тонкий рисунок - все это влекло к нефриту восточные народы, подчинившие этому камню и свой резец, и свои творческие замыслы.

Прежде всего нефрит обратил на себя внимание человека своей прочностью; поэтому он был избран для изготовления предметов культа, как материал практически вечный. В XII в. и до н. э. в Китае было принято изготовлять наиболее важные священные предметы исключительно из нефрита. В те отдаленные времена он играл роль золота и серебра, которые не могли быть добыты в Китае в достаточном количестве. Впоследствии китайцы, придававшие огромное значение религиозным обрядам, сохранили за нефритом священное значение, которое ему было дано предками, утверждая, что небесный трон Будды сделан из нефрита.

В "Книге стихов" говорится, что с незапамятных времен мудрецы уподобляли нефриту разные доблести: блестящая, но мягкая поверхность его олицетворяет добродетель человечества; его нерушимость изображает знание и разум; углы, которые нельзя притупить,- символ правосудия: чистый, прекрасный звук, который он издает, есть отголосок невыразимой божественной музыки, выражение счастья.

Китайский писатель Хиу-Чин говорит, что ию - прекраснейший из камней, и приписывает ему пять основных достоинств, отвечающих пяти душевным качествам: своим блеском он говорит о мягкосердечии; сопротивлением, которое он оказывает внешнему воздействию, он напоминает об умеренности и справедливости; протяжный звук его может быть сравним с широким значением науки; его негибкость, неизменяемость говорят о мужестве; его внутреннее строение, не поддающееся искусственной подделке,- эмблема чистоты.

Таким образом, предметы культа были первыми произведениями камнерезного искусства из нефрита; к ним относятся ритуальные вазы разных форм, предназначенные для вина, жертвенной крови, зерна и воды, а также почетные вазы, увековечивающие заслуги и добродетели тех предков, которым они посвящались. Для всех этих сосудов были установлены определенные формы и окраски камня.
Большие нефритовые круги до 5 см в диаметре без украшений или резьбы, с отверстием в центре, употреблялись при богослужении, причем обычно для этой цели использовался светлоголубоватый нефрит. При произношении молитв о дожде во время засухи применялись нефритовые блюда другого вида с выгравированными на них двумя драконами.

При ритуале императорского поклонения небу, земле и четырем странам света всегда употреблялись предметы из нефрита, расположенные согласно выработанной символике цветов, напоминающей аналогичные символы в древнем Вавилоне. Просверленный круглый камень голубого цвета применялся при поклонении небу, восьмиугольный из желтоватого нефрита - земле; продолговатая, заостренная на концах пластинка зеленого нефрита - востоку; пластинка (вдвое меньшая предыдущей) из красновато-буроватого нефрита - югу; предмет в форме тигра из белого нефрита - западу и полукруглый камень из черного нефрита - северу. Нефрит, как и шелка, в которые был одет император при исполнении обрядов, должен был соответствовать цвету жертвы, приносимой перед алтарем.

Наконец, особую ценность представляли тонкие пластинки из нефрита благодаря замечательному звуку, издаваемому ими при ударе. Из них составлялись целые музыкальные инструменты для религиозной музыки, состоявшие из флейт и наборов пластинок нефрита, подвешенных на золотых цепочках или на шелковых шнурках. По ним ударяли деревянными молоточками; из таких же пластинок делали и звонки в красивой оправе из черного дерева. Чистые и спокойные звуки нефрита должны были умерять страсти, успокаивать бурные движения, всегда напоминая великое правило Востока - "не спеши и не волнуйся". Нефриты разных месторождений, по данным китайских историков, обладали разными тонами звука.

Кроме предметов культа, из нефрита и жадеита изготовлялись знаки отличия для императора и придворных. При династии Чжо (XI в. до н. э.) князья четвертого и пятого рангов употребляли при сношениях с иностранцами нефритовые диски (по-китайски "би") в 5 китайских дюймов с отверстием посередине. "Би" четвертого класса имели в гравировке изображение зерна; гравировка "би" пятого класса напоминала цыновки или камышовые шишечки.

С VI в. до н. э. император носил нечто вроде митры, украшенной пластинками из нефрита; такие же пластинки висели на кушаке. В торжественных церемониях император н ближайшие сановники держали перед ртом пластинки из нефрита, чтобы "заградить свое дыхание". Пластинка императора носила название "тин" и была прямоугольная, олицетворяя "прямоту, с которой он управляет страной". Пластинки сановников были заострены или закруглены сверху в знак подчиненности. Придворные дамы носили застежки и булавки из нефрита, точно обозначавшие их придворный чин.

Помимо этой официальной роли нефрит имел широкое применение в частной и общественной жизни китайцев. До изобретения фарфора он занимал место последнего; из него делали чашечки для рисовой водки, кубки, блюдечки для сластей, курильницы, коробочки и табакерки (в виде флакона).

Из нефрита стали вырезывать множество различных предметов, которые дарились в знак любви и дружбы, а также по случаю семейных торжеств. Нефрит являлся могучим талисманом, предохраняющим от болезней почек и ударов молнии. Китайские посольства обычно подносили в дар нефритовые изделия. Так, например, китайское посольство в 1895 г. преподнесло Николаю II фельдмаршальский жезл из нефрита в золотой оправе.

Если в предметах культа камнерезы были связаны строгими традициями и каноном, то в прочих вещах они создавали все, что им подсказывала их изощрённая фантазия. При этом они применяли приемы обработки мягкого агальматолита. Этот камень справедливо называется "образным камнем", или "пагодитом". Из этого материала китайские мастера легко могли благодаря его мягкости вырезать самые фантастические картины природы, ее ландшафты, пагоды, а также изображения различных живых существ.

Переносить эти способы обработки и сюжеты на твердый камень было довольно трудно. Когда рассматриваешь замечательные резные изделия из нефрита, то как бы присутствуешь при борьбе художника с материалом, следишь за всеми стадиями завоевания неподатливого камня. Чтобы внести разнообразие и краски в изделия из нефрита, китайцы применяли древнюю индийскую мозаику, инкрустировали иногда в него золотые узоры и самоцветы. В свою очередь нередко сами нефрит и жадеит применялись в инкрустациях в дереве, совместно с металлом и перламутром.

Трудно перечесть все разнообразные способы применения нефрита в этом особом полуювелирном искусстве Китая, сумевшем вплести в свою старую технику витиеватые линии индийского рисунка и индийской пестроты красок. До какой виртуозности должна доходить техника резьбы, чтобы исполнить из твердого камня бесчисленные лепестки хризантем с их капризными изгибами и переплетениями!

По не только искусство и культ пользовались нефритом. Настолько велика была его ценность в Китае, что из него готовили монеты и эталонами из нефрита оценивали чистоту золотого песка, привозимого с горных речек Монголии. Из нефрита готовились парные пластинки - дипломатические паспорта, причем один выдавался посланцу, а другой отсылался (для сличения) секретной почтой и ту местность, куда отправлялся знатный посланник.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение ozes » Вс июн 25, 2006 10:19 am

Очень интересная статья!
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Диск-би

Сообщение proffessor » Чт сен 28, 2006 7:00 pm

На днях, на одной из китайских выставок видел интересный экспонат. Он один-в-один похож на диск, который приведен здесь на форуме: это диск-би династии Чжоу (я имею ввиду раннюю версию, в виде классического CD-диска).
Легкое подозрение того, что он похож на CD-диск было когда я увидел его среди экспонатов выставки. На тот момент я не знал ничего подобного об этом сайте и конечно же о нефритовых изделиях в виде диска-би.
Удивительное был когда сфотографировал этот диск, и уже дома рассматривал цифровое фото. Создается впечатление, что технический прогресс был несколько выше нашего представления о нем и этот артефакт является его подтверждением. Думаю, что подлинное назначение диска было быстро утеряно и в более поздние периоды его значение перерасло в декоративное, что собственно и показал автор.
proffessor
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт сен 28, 2006 6:38 pm
Откуда: Самара

Сообщение Егор » Пт сен 29, 2006 6:41 am

Форма не обязательно определят сходство функций. Я далёк от идеи об использовании диска-би как носителя информации, подобного CD. Постепенно прихожу к выводу, что данный предмет свзяан с точным пониманеим со-общности микро- и макрокосмоса, их взаимоотклика, и, выходящих из этого, технологий проживания, и, естественно, умирания.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение proffessor » Вс окт 01, 2006 11:02 am

Вопрос сходства с CD, - вопрос технический, и это вполне резонно, когда приходится более внимательно изучать внешний вид диска. О его энергенитеских свойствах, - это вполне возможно, т.к. информация и энергия, плизки и похожи. Запись и считывание информации, процесс технологический, оличающийся способом хранения и считывания. В данном случае диск реагирует на излучение в оптическом и более высоком диапазоне (вспышка) и, что не противоречит энергии тонких полей.
Вот как ведет себя поверхность диска под вспышкой, на фото видно, что возбуждается поверхностный слой видимый в виде шестигранных усеченных пирамид и малых трехгранных пирамидок. В обычном виде, диск в самом неудовлетворительном состоянии, где спирали то едва видны.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
proffessor
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт сен 28, 2006 6:38 pm
Откуда: Самара

Сообщение Егор » Вс окт 01, 2006 11:35 am

Пирамидально-шестигранная структура - следствие некачественной обработки диска.
Кроме того, первые би были весьма большого размера - сантиметров 40 в диаметре и гладкие (без рисунка и орнамента). Точечки на них появились позже и символизировали звёзды, зачастую даже являясь астрономическим прибором (см. один из постов выше).
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение proffessor » Вс окт 01, 2006 2:22 pm

Позволю не согласиться,
шестигранная структура может быть достигнута на специальном фрезерном оборудонии, профессионально, не любительски....
Нефрит не имеет кристаллическую структуру, следовательно это не может быть проявлением свойств самого камня. Разнообразие дисков и кустарное качество их изготовления вполне понятно, т.к. их использовали традиционно от правителей до простых смертных.
Быть может звездочки и обозначают звезды и возможно каким-то образом можно применить его для астрономических целей, но в каждом случае должно быть обоснование затрат на изготовление к цели ради которой это делается.
Мне не понятно в описаниях диска драконы, которые появляются на разных версиях. Они большей частью походят на змей или гидру, чем на дракона. Какое смысловое значение несут они, как они причастны к небу или астрономии?
proffessor
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт сен 28, 2006 6:38 pm
Откуда: Самара

Сообщение Егор » Вс окт 01, 2006 6:06 pm

Откуда такая информация:
т.к. их использовали традиционно от правителей до простых смертных.
???
По имеющимся у меня сведениям - быть похороненым с диском-би преимущество правителей.

Какое смысловое значение несут они, как они причастны к небу или астрономии?

Самое прямое и непосредственное! Во-первых, дракон это сила, возносящая душу правителя на Небо, по религиозным представлениям тех времён. Стоит также учесть что наука традиционного Китая тесно переплеталась с метафизикой, образуя особенную типологию знаний. А как доказательство данного тезиса и именно в связи астрономии с драконами прошу Вас взглянуть на научный, астрономический прибор. Повторюсь - научный измерительный прибор, а не картину или иное порождение чисто искусства. Построен он в династию Мин, находится сегодня в городе Нанкин на горе Цзицзинь (Пурпурного золота), где и был мной сфотографирован...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Roman » Пн окт 02, 2006 5:36 am

Изображение

На ссылке знаменитый черный камень (точнее темно-зеленый) - надгробие Тамерлана- сделаный из цельного нефрита. Насколько я помню внук Железного Хромца, Мирза Улугбек, привез его из похода на границы Китая.
et omnia cetera
Roman
Модератор
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: Вт сен 28, 2004 5:47 am

Сообщение proffessor » Пн окт 02, 2006 8:04 pm

С астрономическим прибором, все понятно. Он относится к разряду гирокомпаса с 3-мя степенями свободы, с его исконой родины - Китая. Но здесь драконы являются драконами в его привычном изображении. Дракон или гидра на(в) диске би имеют несколько другой вид, который меня и смущает.
Да, что касается применения диска простыми смертными, эти данные я прочел на одной из страниц интернета, где был объяснен разный уровень качества изготовления этого диска, почитаемого разными по статусу людьми.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
proffessor
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт сен 28, 2006 6:38 pm
Откуда: Самара

Сообщение Егор » Пн окт 09, 2006 3:17 am

Дракон в изображениях не всегда был такой, как нам он известен сегодня. Он менялся и сочетал в себе несколько образов. Можно почитать, например, у Алексея Маслова в двухтомнике "Китай".
Простолюдинов в те времена (за две тысячи лет назад) никогда не хоронили с нефритом - смысл? Ведь они не попадут на небо (по тем верованиям), душа ведь полагалась живой, пока тело не разрушилось. Именно поэтому прибегали к методам сохранения тело, в т.ч. мумификации и "нефритизации".
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Этимология.

Сообщение Егор » Чт дек 27, 2007 12:50 pm

Обратимся теперь к этимологии самого иероглифа "" - юй.
У Сюй Шэня в Шо Вэнь Цзе Цзы об этом иероглифе читаем:
"石之美有五德潤澤以溫仁之方也䚡理自外可以知中義之方也其聲舒揚尃以遠聞智之方也不橈而折勇之方也銳廉而不技絜之方也象三玉之連丨其貫也凡玉之屬皆從玉陽冰曰三畫正均如貫玉也"
"Красота камня имеет пять достоинств:
Он сочный и тёплый как человеколюбие.
По взгляду на прожилки можно познать его внутреннюю справедливость.
Его звук распространяемый звук можно слышать издали как мудрость.
Он не сгибается, но может сломаться как мужество.
Его края остры, но не ранят подобно благородству.
Образ [иероглифа] - это три [горизонтальных черты], нанизанных на одну вертикальную.
Вся группа иероглифов с [элементом] нефрит происходят из [иероглифа] нефрит. Ян Бин сказал: три [горизонтальных черты] равны между собой, как нанизанные [на нить] [куски] нефрита."
Отмечу, что в других этимологических словарях добавлена информация о точке в иероглифе, которая была введена, чтобы отличать обсуждаемый иероглиф от сходного 王 ("ван", правитель, князь), с которым они в определённые исторические периоды писались практически идентично.
Также отмечу, что словарь Сюй Шэня - этимологический, т.е. филологический. Обычно в нём информация касается только самого иероглифа, однако, в случае с нефритом мы можем видеть, что он расширил свою словарную статью до описания пяти достоинств камня, что опять же подтверждает значимость данного камня в контексте китайской культуры.

А вот и древние формы написания:
цзя гу вэнь
Изображение Изображение

надписи на бронзе
Изображение
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Re: Камень нефрит.

Сообщение Kim Na Na » Чт дек 12, 2013 12:58 pm

Спасибо за статью, читал с интересом!
Аватара пользователя
Kim Na Na
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Чт дек 12, 2013 12:53 pm


Вернуться в Общекультурные вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron
Медицинский кодекс врачей Рунета