Структуры тела.

Модератор: Juliya

Структуры тела.

Сообщение Егор » Вт янв 08, 2008 4:10 pm

Какие в теории тибетской медицины есть аналоги каналм и сосудам китайской медицины?
Что аналогично ци и её движению?
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Вадим Асадулин » Вт янв 08, 2008 9:25 pm

Мне кажется, что наиболее полно на эти вопросы ответил
В.Н. Пупышев в книге "Тибетская медицина. Язык, теория, практика."
Семантика термина rtsa.
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Обычно тибетское rtsa на европейские языки переводят как "вена", "пульс", "канал", "сосуд". Все эти четыре варианта перевода вполне допустимы, но каждый из них только в узко специальном контексте, что, к сожалению, очень редко учитывается переводчиками. Так, например, перевод этого термина словом "вена" возможен лишь в том случае, когда речь идет о движении крови по так называемым инертным черным каналам (не пульсирующим), но ни в каких других случаях. Но при таком переводе упускается из виду, что венозная система, по тибетской классификации, входит как одна из составляющих в систему rtsa и что система rtsa венозной системой не ограничена, что этим термином обозначено более общее понятие. Какое же?
Вообще говоря, слово rtsa (аналог санскритского nadi) в буквальном смысле означает "канал", и, описывая систему каналов в человеческом теле, Санчжэй-Чжамцо пишет: "Это [человеческое] тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов". Вандуй поясняет: "Путем разветвления каналов создавая корень всего тела, находящиеся в корне жизни каналы суть двух видов: кверху расходятся рождающиеся из канала жизни черные каналы, пронизывают [тело] донизу рождающиеся из мозга белые каналы" . Судя по описаниям , "черный канал жизни", о котором здесь идет речь, это система аорта - нижняя полая вена.
Черные каналы - "это данное на основании их цвета общее название всех видов связанных с сердцем каналов, движущих кровь во внешних и внутренних частях тела... Есть два вида черных каналов, движущих кровь внутри [тела]: пульсирующие каналы ['phar rtsa], движущие [кровь ] вниз через сердце и инертные каналы [sdod rtsa] движения крови вверх через печень. Охватывая все внешние и внутренние части тела, они проводят соки пищи. Поскольку пульсирующие каналы связаны с сердцем, они уязвимы. Каналы инертной связи с печенью служат основой для кровопускания. Будучи внутри черного цвета, они [все] называются черными каналами".
Белые каналы - "расходящиеся от белого канала жизни, каналы, осуществляющие контроль над органами чувств, подобно прожилкам в древесном листе охватывают все внешние и внутренние [части] тела и движут ветер внутри. Из-за белого цвета они названы белыми каналами" . Здесь "белый канал жизни" - это "данное на основании его функций и цвета название для нервного [ствола], расположенного внутри позвоночного столба и проходящего от мозга и до копчика".
Как указывает Санчжэй-Чжамцо, "эти и другие каналы имеют огромное значение, и их количество непостижимо".
Однако следует также учитывать, что буквальное значение слова rtsa не передает всего содержания понятия, этим словом обозначаемого. Так, второй уровень значения слова rtsa или его словесный смысл - это пульсация канала, где обязательное, кроме одного случая, определение канала "пульсирующий" становится частью содержания самого слова: если мы имеем в виду канал - это канал пульсации, если мы имеем в виду пульсацию - это пульсация канала, или пульс, как обычно это слово переводят. И, обращая внимание читателя на необходимость учитывать оба уровня значения термина, Санчжэй-Чжамцо пишет: "Если в медицине говорить по существу об Авадхути, Расане и Лалане (это названия трех основных каналов пульсации в теле человека, речь о них пойдет ниже. - В.П.) с их окружением в соответствии с тем, как они описаны в разделе тантр... [их] скрытые свойства прежними поколениями по большей части применялись для целей созерцания, а в обычном теле, утверждалось, их нет; если же и есть, то в теле умершего они непосредственно не наблюдаются. Так же и пульсации [rtsa], и тенденции [thig le, bindu], являясь опорой мысли и наличествуя у живого [человека], со смертью вместе с сознанием исчезают, говорят, подобно радуге осенью... [Но] подобно тому, как мы говорим о грубых [механизмах], следует говорить и о тонких механизмах как о двух сторонах одного и того же; так, канал жизни, или Авадхути, - все это изначально имеет грубое формирующее содержание". Подчеркивая прямую связь понятий "канал" и "пульсация", обозначаемых одним термином rtsa, Сан-чжэй-Чжамцо далее говорит: "У этого тела при зачатии в матке все пульсации суть только формирующие пульсации, и от этих пульсаций, [сконцентрированных] в середине пупа, отходят три бесподобных острия (пульсирующие каналы - Авадхути, Лалана и Расана)".
Истинный смысл понятия, соотнесенного с термином rtsa, постигается на уровне управления, когда "метод (thabs) и интуиция (shes-shes rab) силою Расаны и Лаланы движут элементы пробужденной мысли (byang sems)", однако описание этого движения, как относящегося не собственно к медицине, а к связанной с ней йогической практике, в мои задачи не входит. Глава 4 ч. II сочинения Санчжэй-Чжамцо , в которой приводятся отдельные элементы этой практики, мало что проясняет. Здесь же отмечу, что "пробужденная мысль", движение которой связывают с пульсацией, "наделяется именем принцип жизни (Ыа)" и что вся система тибетской медицины, как мы увидим ниже, в первую очередь направлена на коррекцию состояния трех болезненных основ (nad dzhi) человеческого тела, тех основ, которые являются опорой трех типов пульсаций и показателем состояния которых служит "пульс". Опосредованно выход на постижение истинного смысла пульсации, т.е. на практическое ее "узнавание в лицо" [ngos bzung ba - диагностирование], с последующим коррегированием "измененных" болезненных основ достигается с помощью знаний и методов, изложенных в 13 пунктах "Сутры о пульсации" в "Заключительной Тантре" или в 11 пунктах Ютогбы. Поскольку 13 пунктов "Сутры о пульсации" описаны во многих работах, за основу изложения темы пульсации я возьму 11 пунктов Ютогбы. Однако ввиду того, что этот термин впервые встретился в приведенной выше цитате, необходимо дать обоснование переводу термина Ыа словами принцип жизни, так как толкование этого термина исследователями отнюдь не однозначно. Обычно термин Ыа переводится как "душа", но материал текстов, мне думается, не дает оснований для такого перевода. Вандуй и цитируемый им Дэумар Гэ-шей Данзын Пунцог здесь категоричны: "Это один из многочисленных терминов для [определения] жизни [srog] ... Bla - это термин, включающий [значение понятий] жизненного потенциала [tshe], теплоты [drod] и сознания как опор [жизни]". Именно такое понимание термина Ыа дает основание для предлагаемого мною перевода.
Теперь обратимся непосредственно к пунктам Ютогбы. Они следующие:
1) причина пульсации;
2) сущность пульсации;
3) этимология слова;
4) классификация пульсаций;
5) рекомендации по предварительным условиям для исследования пульсации;
6) сущность исследования пульсации;
7) постоянная пульсация;
8 ) сезонная пульсация;
9) заключение о болезни по пульсации;
10) постановка диагноза по текущим предсказаниям о факторах отвращающих и угнетающих;
11) пульсация признаков смерти.
Исходя из логики нашего исследования, в данной части книги следует рассмотреть только п. 3 Ютогбы. В ч. II будут рассмотрены п. 1,2 и 4 и в ч. III - п. 5-11. Итак, этимология слова rtsa.
Ютогба пишет: "Поскольку она является корнем [rtsa ba] рождения тела, корнем становления и корнем неизбежной смерти, она названа пульсацией [rtsa].,. Из-за связи с корнем - пульсация".
Санчжэй-Чжамцо подтверждает: "Поскольку [они] являются как бы корнем, на котором держится жизнь, они носят название каналов-пульсаций [жизни]".
По-видимому, предлагается Ютогбой этимология слова rtsa как производного от rtsa ba имеет под собой реальную историческую основу - скорее всего, именно логическую связь понятий rtsa и rtsa ba учитывали первые переводчики (Вайрочана и др.) и создатели тибетской научной терминологии, ставившие цель передать значение указанных понятий словами тибетского языка.
Если интересно, могу сделать более подробные ссылки из других и указанных выше источников.
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Егор » Ср янв 09, 2008 3:39 am

Спасиба.
В тексте неоднократно rtsa каналом обозначается, в том числе. То есть словом обозначающем искусственную канаву в земле по которой течёт вода. Есть ли у rtsa и в тибетском такие значения или это переводческое искажение?
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Вадим Асадулин » Ср янв 09, 2008 8:03 am

Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
rtsa - 1) nadi, channel, vein artery [Srog gnas pa'i rtsa ba ltar gyur pas na rtsa zhes zer te, de la nang gses su dbye na, rlung khrag gnyis 'doms kyi 'phar rtsa dang, mi 'phar ba'i sdod rtsa, rtsa dkar ram chu rtsa sogs mchis so,...Nad pa'i rtsa la reg pa,...= 'dab ldan dang rus 'ching; Rgyud las gsungs pa'i rtsa thig le rlung gsum gyi zlas phye ba'i rtsa ni gtso bo dang 'dab ma'i tshul gyis spyi bo nas gsang gnas sogs su 'khor lo'i rnam par gnas pa'o]; 2) foot of, nearby [nye 'gram,...Khang pa'i rtsa la shing btsugs,...Ri'i rtsa la chu zhig yod,...Kho'i rtsa la slebs pa]; 3) Dri chen nam phyi sa; 4) 9 [in the body three nadis [rtsa gsum] and six chakras ['khor lo drug] ste rtsa la dgu yod pas grangs dgu mtshon]; 5) numerical particle for 20s or others [Nyi shu rtsa bzhi] (6) root (7) main, basic ( 8 ) root text (9) muscles; 5) cause/ root [of virtue] (10) the heart (11) the base, apex (12) place, location (13) {rtswa} grass, straw, weeds. 1) nadi, channel, vein, artery [R]; 2) foot of, nearby [R]; 3) Dri chen nam phyi sa; 4) 9 [R]; 5) numerical particle for 20s or others [R] (6) root (7) main, basic ( 8 ) root text (9) muscles; 5) cause/ root [of virtue] (10) the heart (11) the base, apex (12) place, location (13) {rtswa} grass, straw, hay, weeds (14) pulse (15) presence of [khong gi rtsa la: in his presence] (16) # particle [for # 10-100, esp the 20's]. 1) nadi, channel, vein, artery; 2) foot of, nearby; 3) Dri chen nam phyi sa; 4) 9; 5) numerical particle for 20s or others; 6) root; 7) main, basic; 8 ) root text; 9) muscles; 5) cause/ root [of virtue]; 10) the heart; 11) the base, apex; 12) place, location; 13) {rtswa} grass, straw, hay, weeds; 14) pulse; 15) presence of; 16) # particle * ([IW] и т. д..
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Егор » Ср янв 09, 2008 8:11 am

Как видно, нет семантики именно "канала" как структуры в земле для течения воды.
Если только это не третий пункт:
3) Dri chen nam phyi sa


То есть "канал" в данном случае это западная выдумка как и в случае с переводом терминов китайской традиции.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Вадим Асадулин » Ср янв 09, 2008 7:25 pm

Я перевожу - пульсирующий поток.
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Сообщение Егор » Пн фев 25, 2008 7:55 pm

Вадим, а скажите пожалуйста, есть ли ещё в описаниях тибетских какие структуры, сходные с обсуждённой?
Скажем, в китайских текстах это цзин (обычно переводимые как каналы или мередианы), ло (коллатерали), май (сосуды).
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Вадим Асадулин » Вт апр 22, 2008 9:42 am

Атлас тибетской медицины.
Лист 9. Краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе.
В главе 4 рассказывается также о сложной структуре различного рода сосудов, или «цза», rtsa, присущих телу человека. Этим словом в тибетских медицинских текстах называются как различные энергетические токи, так и кровеносные сосуды вкупе с нервными волокнами, единство которых, утверждают тибетские медики, является опорой духовного и физического существования человеческого организма. Именно наличием такого психофизического комплекса тибетская средневековая медицина объясняет феномен человеческой жизни как таковой и практически обосновывает теорию буддийской философии о бесконечном круговращении бытия.
Использование одного и того же слова для обозначения различных психических и соматических реалий связано, вероятно, с представлениями о человеческом организме как о единстве трех структурных уровней, из которых каждый последующий опирается на предыдущий, а каждый предыдущий принимает участие в формировании последующего, причем реалии каждого предыдущего уровня представляют собой более грубую форму реалий уровня последующего.
Эти три структуры, составляющие триединство любого человеческого организма, суть:
1. непроявленное тело абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это тончайшее сознание, попавшее в составе сознания в целом из стадии бардо в центр слияния отцовской и материнской зародышевых жидкостей, одухотворяет эмбрион и дает начало его развитию, стимулируя формирование «тонкого тела»;
2. «тонкое тело» (В сущности, «тонкое тело» повторяет собой структуру сознания, переживавшего состояние бардо в форме ментального тела, представляющего неразрывное единство индивидуального сознания как такового и энергетических токов - его носителей. Считается, что ментальное тело имеет размеры пяти-шестилетнего ребенка, питается запахами и беспрепятственно перемещается в пространстве в поисках нового места рождения. Обнаружив таковое, оно коллапсируется в энергетический сгусток размером в малую горошину и проникает в центр слияния мужской и женской зародышевых жидкостей в период соития. Затем происходит нечто подобное реколлапсации. Нечто обратное происходит в момент смерти. В это время энергетические токи, движимое ими сознание и «жизненные сущности» - «тхикле» собираются сначала в трех главных формирующих сосудах «тонко¬го тела», затем в центральном сосуде и наконец коллапсируются в центре чакры сердца в энергетический сгусток. Через три дня после физической кончины сколлапсировавшееся сознание по центральному сосуду покидает через «отверстие Брахмы» «грубое тело» и тут же реализуется в виде ментального тела, чтобы приступить к поискам места нового рождения), возникающее в первые два месяца развития эмбриона и состоящее из множества (в разных традициях от 72 тысяч до 13,5 миллионов) тонких сосудов вкупе с тонкими психическими токами, несущими «жизненные сущности», или «тхикле», thig-le (Подробнее об этом см. л. 12.), эманированные «главным тхикле», а также токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств.
3. «грубое тело», то есть тело из плоти и крови, чье формирование стимулируется «жизненными сущностями тонкого тела». В дальнейшем «жизненные сущности» поддерживают жизненный тонус организма. Считается, что организм не умрет до тех пор, пока в нем не перестанут функционировать «жизненные сущности».
Подобное представление тибетских медиков о триединой природе человеческого тела вытекает из буддийской доктрины о трех телах Будды. Считается, что очищенное от омрачений проявленное тело абсолютной истины реализуется как дхармакая; очищенное от омрачений «тонкое тело» реализуется как самбхогакая; очищенное от омрачений «грубое тело» реализуется как нирманакая.
Говоря о сосудах человеческого тела в целом, автор трактата «Голубой берилл» делит их на четыре большие группы, исходя из функций, которые они выполняют при формировании «грубого тела» и обеспечении его жизнедеятельности. Он выделяет формирующие, управляющие, связующие сосуды и сосуды жизни.
К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока «тонкого тела», которые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующемуся телу. Центральный сосуд-ток, именуемый «ума» (Сосуды чакры пупка носят общее название «сосуд - центральная опора», функцией которого является формирование тела с момента появления зародыша.), связанный с первоэлементом «воздух», пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, полым, излучающим голубой цвет каналом, который являет собой центральную ось «тонкого тела», напоминая этим позвоночник тела «грубого». В своей нижней части сосуд «ума» дает начало формированию половых органов, выступая первопричиной сладострастия, которое порождает физиологическую энергию «пневму».
Второй формирующий сосуд-ток называется «рома», ro-ma, санкср. rasana.
Он проходит вблизи и справа от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «огонь», сосуд «рома» также изоб¬ражается полым, несколько тоньше центрального сосуда, он излучает красный цвет и представляет женское начало. Сосуд «рома» дает начало формированию черного сосуда жизни, продуцирующего кровь. Являясь первопричиной гневливости, кровь спонтанно порождает физиологическую энергию «желчь».
Третий формирующий сосуд-ток называется «кьянма», rkyang-ma, санскр. laiana. Он проходит вблизи и слева от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «вода», этот сосуд излучает белый цвет и представляет мужское начало. В своей верхней части сосуд «кьянма» дает начало формированию мозга, который является первопричиной омраченности, спонтанно порождающей физиологическую энергию «флегму».
Формирующие сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Место соединения в районе половых органов является очагом «тумо», gtu-mo, или мистического жара, который может реализовать как физиологическую теплоту опытный йогин.
Три формирующих сосуда трояко переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или чакру. Каждая чакра формируется следующим образом: в месте переплетения от центрального сосуда «ума» отходят на четыре стороны по одному так называемому «лепестковому» сосуду, а от сосудов «рома» и «кьянма» вверх и вниз по десять лепестковых сосудов. Таким образом, возникает центр, состоящий из двадцати четырех сосудов. Далее от каждого из четырех лепестковых сосудов сосуда «ума» отходят по двадцать пять, а от каждого из лепестковых сосудов «рома» и «кьянма» по двадцать мелких сосудов. Эти пятьсот мелких сосудов окружают первичный комплекс, состоящий из двадцати четырех лепестковых сосудов, который «подобен царю, вершащему дела правления». Отсюда и их название «управляющие сосуды». По своим функциям эти сосуды делятся на пять групп:
1 Сосуды чакры головы, носящие общее название «сосуд, свернувшийся кольцом в мозгу», ведающий функционированием органов чувств.
2 Сосуды чакры горла, носящие общее название «сосуд наслаждения едой и питьем», что и говорит о его функции.
3 Сосуды чакры сердца носят общее название «сосуд прекрасного сознания». Здесь, «опираясь на память и самосознание, порождаются шесть видов чувственного восприятия». Отсюда отходят в разные стороны четыре сосуда-тока (см. л. 10): вперед отходит красный сосуд-ток сознания пяти органов чувств; направо отходит желтый сосуд-ток алая-виджняны; налево отходит голубой сосуд-ток перцептивного сознания; назад отходит зеленый сосуд-ток омраченного сознания.
4 Сосуды чакры пупка носят общее название «сосуд - центральная опора», функцией которого является формирование тела с момента появления зародыша.
5 Сосуды чакры половых органов носят общее название «сосуд половой принадлежности», функция которого состоит в воспроизведении рода. (О связующих сосудах см. л. 10.)
Рисунки 100*-103* в верхнем картуше листа завершают изображение линии преемников трактата «Ваза нектара». Среди них - «Всезнающий покровитель Страны снегов», или далай-лама V. Далее на рисунках 106*-110* показаны последователи традиции трактата «Опыт лечения черной оспы». Последним среди них мы видим далай-ламу V. Подпись под рисунком гласит: «Всезнающий - украшение сансары и нирваны», что является одним из его эпитетов. Три крайних справа рисунка в картуше (рис. 112*-1 14*) открывают изображение последователей трактата «Многие святые мощи».
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Вадим Асадулин
 
Сообщения: 1266
Зарегистрирован: Чт янв 20, 2005 5:42 pm
Откуда: Иркутск

Структуры тела.

Сообщение iproman28 » Пн апр 27, 2009 2:43 pm

Интересен комментарий специалистов по ТКМ.
Как известно из йоги, человек состоит из нескольких энергетических тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, причинное и бадхическое)
Акупунктура насчитывает тысячи лет и базируется на энергетическом строение тела и регулировании потоков энергии ци по меридианам. О каком из тел в данном случае правильно говорить?
Слышали ли вы что-нибудь про меридианы Времени и Духа? (автор Тачиев Санал Анджаевич, работает по методике Гоча, Теория причинности)
iproman28
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс янв 11, 2009 2:35 am

Сообщение Егор » Пн апр 27, 2009 6:04 pm

Параллельно медицине в Китае шло развитие еще одной науки, которую в силу ее грандиозности долго не замечали западные ученые. Речь идет о «ян шэн сюе» 養生學, или учении о воспитании жизненности. Можно даже сказать, что медицина является ее ответвлением. Также в нее входят различные гимнастические и психофизиологические методы продления здоровой жизни, диетология и прочее, что позволяет называть ее древней гигиеной. Собственно, известные сегодня во всем мире китайские системы упражнений — продукты именно этой науки.

Именно адепты этой науки, используя свое тело как лабораторию, как сейчас бы сказали, занимались интроспекцией и на основе наблюдения своих ощущений собирали опыт (упорядочивая его уже сформированной картиной мира и спецификой своего языка). Благодаря им и существует теория о каналах цзин и циркулирующей по ним ци, которую опять же благодаря ошибке переводчиков именуют энергией. Нечто подобное мы можем наблюдать и в Индии, и в Тибете. Однако описания путей циркуляции ци (праны в индийской традиции) в этих регионах отличаются, что позволяет говорить именно о субъективизме данного явления, ведь объективные вещи (кости, скажем, или сосуды) в этих различных регионах описываются одинаково. Именно поэтому попытка выявить эти каналы цзин в теле человека в том виде, который предлагают нам многочисленные схемы, обречена на неудачу. Это всего лишь ощущения (явления психической реальности), за которыми, безусловно, стоят определенные физиологические изменения, но ощущения — вещь очень субъективная.
Резюмируя: опыт ощущений упорядочивался сознанием на основе разных систем знания, поэтому получились разные картины "токого" мира.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Структуры тела.

Сообщение iproman28 » Вт апр 28, 2009 10:44 am

Прочитал вашу статью на chaskor.ru, стало быть и ТКМ переживает момент взросления и перестройки.
А что пишут древние индусы\китайцы про Время, его движение и фазы переходов. Есть ли у них понятие мирового времени, собственного времени человека?
iproman28
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс янв 11, 2009 2:35 am

Сообщение Егор » Вт апр 28, 2009 6:34 pm

Китайцы о времени очень много пишут. И не вместишь всего в сообщение.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная


Вернуться в Теории.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Медицинский кодекс врачей Рунета