Петр Александрович Бадмаев

Модератор: Juliya

Петр Александрович Бадмаев

Сообщение ozes » Сб дек 01, 2007 2:57 pm

uwe писал(а):> Петр Бадмаев – основоположник Тибетской
> медицины в России?
Это типа сделал платическую операцию и стал основоположником? Извиняюсь за грубый каламбур, но вы ничего не объяснили про основоположника. Во Рериха знаю, Агни-йогу тоже немного, практиковавших Кундалини тоже видел. А, извиняюсь, Петра не видел, не слышал.

Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев родился в Забайкалье в 1851 году (дата рождения требует уточнения). Он был младшим сыном в семье зажиточного скотовода Засогола Бадмаева. Самый старший брат его, Сультим (Александр Александрович), был эмчи-ламой, то есть лекарем тибетской медицины. В конце пятидесятых годов он перебрался в Петербург и открыл там аптеку лекарственных трав. Младший, Жамсаран, окончил Иркутскую гимназию и в шестидесятых годах приехал к брату. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем (крестником императора Александра III). Этот талантливый и неординарный человек получил два высших образования. В 1871 году он поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по китайско-монголо-маньчжурскому разряду, который окончил в 1875 году. Одновременно Петр Александрович окончил Медико-хирургическую академию. Завершив образование, он поступил на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел и по роду деятельности неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. В Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от умершего к тому времени брата. Врачебной практикой (и весьма успешной) Петр Бадмаев занимался с 1875 года вплоть до конца жизни. Целью его было развитие тибетской медицины в России. В начале века он перевел на русский язык книгу "Чжуд Ши" (основы врачебной науки Тибета). После революции его труд не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Сб дек 01, 2007 2:59 pm

Протокол допроса врача тибетской медицины П.А. Бадмаева
12 ноября 1911 года


12 ноября 1911 года в г. Петербурге товарищ прокурора Виленской судебной палаты Крюков, по распоряжению сенатора М.И. Трусевича, допрашивал нижепоименованного и он на предложенные вопросы объявил:
Я, Петр Александрович Бадмаев , действительный статский советник, врач тибетской медицины, давно лечу Павла Григорьевича Курлова. Не помню, какого именно числа, в августе месяце, перед поездкой Государя Императора в Киев, я получил телеграмму от генерала Курлова с просьбой приехать в Киев для оказания ему помощи, ввиду постигшей его болезни. Во вторник, после приема больных, я выехал в Киев, где застал генерала Курлова в постели. В Киеве я пробыл всего два дня и, насколько помню, в субботу утром выехал в Петербург. При мне генералу Курлову никаких докладов не делалось, так как я прописал ему абсолютный покой. Уезжая, я оставил около генерала Курлова своего племянника Георгия Николаевича Бадмаева, который должен был следить за ходом болезни. По возвращении в Петербург, я был в воскресенье или в понедельник у генерала Дедюлина, который также лечится у меня, и сообщил ему о состоянии здоровья генерала Курлова. Добавляю: во время моего пребывания в Киеве генерал Курлов был совсем болен и никаких докладов и принимать не мог, если бы даже желал. Он просил меня лишь об одном – к приезду Государя Императора быть на ногах. У генерала Курлова был острый ревматизм, сопровождаемый сильными ревматическими болями головы. Накануне моего отъезда к вечеру боли совершенно прекратились и генер[ал] Курлов получил возможность встать с постели, хотя двигался он с большим трудом. В тот же вечер генерал Курлов пробовал подписать свою фамилию и еле мог это сделать. К приезду Его Величества генерал Курлов, как я знаю из телеграмм, которые мне присылал племянник, оправился.

Действ[ительный] стат[ский] советник Петр Ал[ексан]др Бадмаев.

Товарищ прокурора Виленской судебной палаты Крюков.

ГА РФ. Ф. 271. Оп. 1. Д. 3. Л. 61–61об. Подлинник.

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А. Столыпина
Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Сб дек 01, 2007 2:59 pm

Петр Бадмаев. Россия и Китай. С.-Петербург, Типография А. С. Суворина, 1905:

Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
4,6 МБ

Петр Алексеевич Бадмаев (1851-1920) - российский учёный, дипломат, исследователь Востока, известный врач и основоположник врачебной науки Тибета в европейской части России. К сожалению, после революции 1917 года его имя было незаслуженно забыто. Получив после окончания Петербургского университета назначение в Азиатский департамент МИД Российской Империи, Бадмаев часто совершал поездки в Китай, Монголию и Тибет, в результате чего стал одним из крупнейшим экспертом по этому важному региону. Прогнозы и предложения Бадмаева были изложены в 1893 году в получившей известность «Записке Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке».
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:18 pm

Еще интересная статья.

Крестник императора
Борис Гусев, внук Петра Бадмаева (отрывки из книги)

Изображение
Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев

«Точной даты приезда Жамсарана в Петербург нет, как нет и точной даты его рождения. В 1919 году, заключенный большевиками в тюрьму на Шпалерной, он в своем письме председателю Петербургской ЧК Медведю укажет возраст — 109 лет. Но возраст этот не соотносится с другими датами.
В конце 60-х годов он жил в Петербурге у брата Сультима, учился искусству врачебной науки Тибета. В то время у Жамсарана были три важнейшие цели: принять православие, поступить на восточный факультет университета и стать вольнослушателем в Медицинско-хирургической академии.
«Отстояв службу в храме Св. Пантелеймона Целителя, Жамсаран пошел к настоятелю и сказал о своем желании.
— Бадмаев? А вы не родственник ли владельца аптеки лечебных восточных трав на Суворовском проспекте?
— Брат младший…
— С восприемником подождите искать, возможно, одна особа пожелает стать вашим крестным отцом, — таинственно произнес настоятель».
Через месяц настоятель привез его в Аничков дворец, предупредив, что крестного отца надо называть «Ваше Высочество».
«Дежурный адъютант провел их в большую приемную. Вскоре туда вошел молодой человек богатырского сложения, это и был его будущий крестный.
— Слышал, что у бурят принято изучать свою родословную. И до какого колена?
— До девятого. Но я учил до одиннадцатого, Ваше Высочество.
— Кто же был в одиннадцатом колене вашего рода?
— Чингизхан. У него была любимая дочь Батма, что значит «лотос».
— Вот как! Значит, русский великий князь станет крестным отцом потомка Чингизхана. Ну что ж, это был великий завоеватель, и России он не нанес вреда. Вот Батый, внук…
— Это другая ветвь чингизидов.
— Какое имя хотите принять?
— Имя великого императора Петра! Он мой кумир.
— Что ж, когда назначим обряд крещения?
— обратился великий князь к настоятелю».
Так Петр Бадмаев стал крестником будущего императора Александра III.
Последний раз редактировалось ozes Вс дек 02, 2007 6:24 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:19 pm

«В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет Петербургского университета, а в 1875-м окончил его с отличием, вышел кандидатом по китайско-монголо-маньчжурскому разряду. Одновременно он был зачислен вольнослушателем в Медико-хирургическую академию с правом сдачи экзаменов».
Однако врачебный диплом Петра Бадмаева остался в академии.
По тогдашним правилам выпускник академии должен был дать клятву, что будет лечить больных лишь известными европейской науке средствами. А Петр Бадмаев решил посвятить себя врачебной науке Тибета.
Для изучения европейской медицины имелись учебники, факультеты, клиники. С тибетской было сложней. У Петра Бадмаева был лишь один учебник — древняя рукопись «Жуд-Ши», которую следовало еще расшифровать, чтобы понять. И один учитель — старший брат, но и он умер рано, в 1873 году, прожив в Петербурге шестнадцать лет.
«Петр Александрович, будучи глубоко верующим, разумеется, слышал о чудесах исцеления, творимых отцом Иоанном Сергиевым, названным в народе Кронштадтским. Но и тот слышал о тибетском враче Бадмаеве, крестнике цесаревича Александра.
Бадмаев хотел получить благословение святителя и отправился в Кронштадт. Это было после трагедии 1 марта 1881 года, когда группой молодых людей, именующих себя народовольцами, после восьмого покушения был злодейски убит Александр II. Страна погрузилась в траур, на трон взошел наследник Александр III.
С рассветом Бадмаев был в храме. Исповедовав нескольких прихожан, отец Иоанн жестом подозвал его.
— Причащаться, доктор?
— Готовился… И вопросы есть!
— Говорите.
— Азиатский департамент посылает меня на Восток. Надолго, на год, может. Поручение исполню, но и свое дело есть: найти и получить главное руководство по моей науке — «Жуд-Ши».
— Благое дело. Благословляю!
— Еще. Жену, дочь в младенческом возрасте оставляю.
— Езжай спокойно. Убийство царя-освободителя было последним злодейством на ближайшие годы. Царствование императора Александра будет спокойным, без войн и террора. Вы едете в центр буддизма, но и там есть умные, а главное — преданные России люди. Ищите! Или не прав я?
— Правы, правы!
Бадмаев ехал в страны Востока выполнять дипломатические поручения, а также налаживать связи и устанавливать резидентуру, которая работала бы в интересах России. Об этом он не собирался говорить даже на исповеди, но святитель все видел.
Последовали исповедь кающегося, разрешительная молитва, и отец Иоанн накрыл склоненную голову Бадмаева епитрахилью; тот приложился к кресту и Евангелию. Когда Бадмаев выпрямился, чтобы отойти, святитель тихо сказал ему: «К крестному не ходите сейчас, соболезнующих и так много… Он сам призовет вас позже».
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:19 pm

Еще в 1860 году император Александр II повелел перевести «Жуд-Ши» на русский. Достали список, взялись переводить, но дело застопорилось. В прямом переводе на русский язык это была поэма о природе, со строфами вроде: «Солнце светит, река играет… И звезды горят в вышине…» Шифровка! Требовалось найти близкого к Далай-ламе человека, который знает ключ к шифру.
Около двух лет Петр Александрович путешествовал по Востоку.
Монголия. Китай. Тибет. Он был настойчив в поисках древних рукописей, и это весьма насторожило тибетцев. Не сносить бы доктору головы, но его хранила родословная. Потомок самого Добо Мергена, прадеда Чингизхана! Погубить такого человека — большой грех. Вместе с тем Бадмаев не скрывал, что принял православие и потому не может принимать участие в буддийских молениях.
«В Лхасе, во дворце Потала Далай-лама ХIII сказал ему:
— Сын Батмы! Ты принял другую веру. Зачем ты пришел к нам, в мою столицу?
— Я учился у своего старшего брата, эмчи-ламы, врачебной науке Тибета. Пришел учиться у ваших эмчи-лам, Ваше Святейшество. А еще: я — монгол, человек Востока, и мне небезразлично, что произойдет здесь. Англичане захватили соседнюю Индию, Кашмир… Мне будет больно, если они придут сюда.
— Чем ты можешь помочь?
— Я — ничем. Русский царь — всем. Слово русского царя — сильное слово: за ним стоят миллионная армия и могучий флот.
— Но захочет ли Белый царь помогать далекому от него народу?
— Белый царь хочет мира и справедливости на земле. После моего возвращения в столицу Империи я надеюсь на аудиенцию у Его Величества. И передам Ему тревоги Вашего Святейшества.
— И еще передай: если получу приглашение, я приеду в Петербург».
Далай-лама побывал в Петербурге и имел беседу с Его Величеством. А состоялась эта высокая встреча после того, как Бадмаев подал на высочайшее имя «Записку о задачах русской политики на азиатском востоке», за которую ему был пожалован генеральский чин — действительного статского советника.
Что поразило Александра III в «записке»? Ее автор предсказывает, как разовьются на Востоке события в ближайшее десятилетие. Предложения же Бадмаева состояли в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутрення логика идеи такова: не возьмет Россия, возьмут англичане… «Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю, и с этой целью организовал в Чите торговый дом «Бадмаев и К°», а также создал газету «Жизнь на восточной окраине», выходившую на русском и монгольском языках. Казалось бы, зачем ему это, имевшему генеральский чин, медицинскую практику? Он заботился об интересах России! Страны, которая его, инородца, подняла на самые верхи общества».
Все, что предсказал Петр Бадмаев, сбылось: в Китае произошло так называемое боксерское восстание, и вскоре маньчжурская династия была сметена. Но того, кто мог своей властной и миролюбивой политикой осуществить идеи Бадмаева, уже не было. Александр III скончался в Ливадии в 1894 году, ему было всего 49 лет.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:20 pm

«Первое издание «Жуд-Ши» на русском языке вышло в 1898 году.
Примерно треть тома — 80 страниц — труды самого Петра Александровича. Он дает свою трактовку учения, а также исторические сведения о врачебной науке Тибета».
Теперь коснемся «дворцовой» стороны жизни Петра Александровича. Бабушка Петра Гусева, Елизавета Федоровна, которая была на сорок лет младше мужа и с которым состояла в гражданском браке, рассказывала, что дед не был лейб-медиком, однако как известного врача его приглашали во дворец на консультацию.
«Обыкновенно накануне Бадмаеву по телефону звонил министр двора Фредерикс и объявлял высочайшее желание, чтобы доктор посетил одну из заболевших дочерей царя, Настю или Марию… Для этого случая Петр Александрович надевал фрак, брал с собой чемоданчик с лекарствами и ехал во дворец. Вернувшись, рассказывал, как был принят. Обычно его встречала императрица, она и присутствовала при осмотре заболевшей дочери, задавала вопросы: «Верно ли, доктор, что это ангина, не дифтерит? Я так боюсь…». Убедившись, что нет опасного зеленоватого оттенка на гландах, Петр Александрович успокаивал мать и оставлял лекарства. «Могу ли я допускать к больной моих девочек?» — следовал новый вопрос. «Можете, но для полной безопасности покурите в комнате вот этой травкой. Я с ней входил в чумные бараки», — и Бадмаев оставлял несколько тоненьких, толщиной со спицу, папиросок, сделанных из скатанных листьев тибетской травы».
Консультации прекратились в 1912 году в связи с отрицательным отношением Петра Александровича к Распутину и попыткой разоблачить старца.
«Мать мне рассказывала, что знакомство отца с Распутиным произошло по ее вине. О нем много говорили, и мама как-то сказала отцу: «Пригласите его — интересно, что это за «могучий человек»… Распутин приезжал несколько раз. В разговоре о нем Петр Александрович сказал: «Хитрый мужик»… Видели его однажды в городской квартире отца, он проходил по коридору. Маме запомнились черная борода, простая рубаха навыпуск и бегающие глазки… Среди бумаг случайно сохранилась записка Распутина к отцу. Каракули на клочке бумаги: «Милой, дорогой, зделась не откажи…».
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:21 pm

27 апреля 1916 года Петр Александрович написал царю письмо: «Всякий образованный человек понимает, но не хочет видеть воочию, что беспорядки во всем мире производились только тунеядцами и атеистами. Только христиане чистого евангельского учения не способны к тунеядству и беспорядкам… Атеисты и сторонники народного самоуправления мечтают взять все в свои руки. Поэтому клевета, ложь, разбрасывание прокламаций подходят к подножью трона. Только дальновидные и мудрые могут избавиться от стрел, направленных клеветниками и лжецами под благовидным покровом культурности, просвещения и справедливости».
Петр Александрович был истовым монархистом, полагавшим, что любое ограничение самодержавия губительно для России.
Февральской революции Бадмаев не принял, однако на официальное уведомление властей, что по желанию может поменять подданство на японское — за него ходатайствовал японский посол — и с семьей выехать в Японию, ответил отказом.
«Потянулись дни размышлений о прожитой, казалось бы, долгой, но так быстро промелькнувшей жизни… Что случилось? Почему в конце он пришел к таким печальным итогам? Разве он не оказал помощь полумиллиону больных за почти полувековую деятельность? Роздано более восьми миллионов целебных лекарств, сделанных в строгом соответствии с требованиями врачебной науки Тибета. Еще он пытался исправить мир своими письмами правителям России, что и обязан был сделать как гражданин, который видит, что делается не так, как следует… Произошло то, что неминуемо должно было произойти. Бывший император был не злой человек, семьянин, отлично воспитанный, но слаб, либерален… Как можно было отрекаться от престола где-то в Пскове, даже не вызвав к себе преемника?! И каких же он выбирал соратников, командующих фронтами, если они отреклись от него при первой возможности?» Потом произошел Октябрьский переворот. Петра Александровича арестовывали, сажали в тюрьму, суровый революционер чуть не зарубил его после пощечины, ставшей ответом на панибратское «ты», — жена и дочь отмолили. У него отобрали клинику, но он продолжал вести прием пациентов. И все думал: «Если бы не старость, не подорванное здоровье… Если ледрэ в сочетании с другими составами не помогает, то это, очевидно, не только затянувшееся воспаление легких… Рак. Нужно предусмотреть самое худшее».
Умер Петр Александрович Бадмаев в 1920 году.

Письмо
«Глубокоуважаемый Борис Сергеевич! Позвольте поблагодарить вас за бережное отношение к трудам Вашего деда Петра Александровича Бадмаева и за выраженное Вами пожелание сделать эти труды доступными для научного мира… Знакомство с этими работами будет весьма интересным для современных исследователей. Я надеюсь, наше дальнейшее сотрудничество с Вами приведет к успешному завершению работ по изданию трудов П. А. Бадмаева и будет содействовать восстановлению его доброго имени.
С уважением, В. А. Матюхин, академик АМН СССР, Институт радиационной медицины.
1988 год».

Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 6:29 pm

Книги (букинистические издания):

Доктор Бадмаев. Тибетская медицина. Царский двор. Советская власть. Русская книга, 1995 г.
Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев,- располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда, а также о последнем, трагическом периоде его жизни. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины, долгие годы находившейся под запретом. Труд выдающегося целителя изложен в популярной форме. Приведены фрагменты из главного руководства врачебной науки Тибета "Жуд-Ши" в переводе Бадмаева.

Петр Бадмаев. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-ши. Наука, 1991 г.
Репринтное воспроизведение дореволюционного издания.

Жамсаран Бадмаев. Основы тибетской медицины. Феникс, 1998 г.
В этом издании публикуется в переводе П.А. Бадмаева основной канонический источник тибетской медицины - Жуд-Ши. Благодаря П.А. Бадмаеву тысячелетняя мудрость Жуд - Ши изложена в популярной форме.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 7:57 pm

И еще интересная информация. Из статьи "Его борьба", Н. П. Аржанов, г. Харьков, журнал Провизор (Украина), 2005 г. №13-19:

Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите!

Эта статья "о лейб-медике Л. Б. Бертенсоне (1850–1929) — выходце из жившего в Украине семейства, давшего дореволюционной медицине ряд выдающихся личностей (см. №№ 14–20, 2004). Недюжинная энергия Льва Бернардовича, непременного члена Медицинского совета (МС) Империи, затронула многие сферы общественной жизни. И, конечно, биография Бертенсона будет неполной без описания его многолетней борьбы с «врачебным шарлатанством».
Эту борьбу Лев Бернардович, по большому счету, проиграл; к тому же есть основания думать, что именно она положила конец его государственной карьере... К моменту отставки Бертенсона его публичный конфликт с Бадмаевым тянулся по меньшей мере семь лет.
...

Первое выступление Л. Б. Бертенсона по поводу тибетской медицины (ТМ), которое нам удалось найти, датировано 1906 г. Сразу подчеркнем: Лев Бернардович взялся оппонировать «врачебной науке Тибета» (ВНТ) лишь по долгу службы — в отличие от многих добровольных борцов с шарлатанством, не первый год настойчиво, но безрезультатно сражавшихся с П. А. Бадмаевым на страницах СМИ и в судах. Кроме того, Бадмаева это дело напрямую не касалось: Бертенсону, лейб-медику и непременному члену Медицинского Совета (МС), поручили наукообразно обосновать отказ в легализации ТМ на территориях России, населенных буддистами.

Ходатайство об узаконении ВНТ привезла в столичные «коридоры власти» делегация бурят. Момент выбрали удачно — в 1905 г. правительство, теряя контроль над страной, вынуждено было обещать всяческие либеральные свободы, а царь — издавать соответствующие указы и, наконец, манифест 17 октября. Как случается и до сих пор, «ослабление гайки» привело к всплеску национализма и сепаратизма.

На роль национальной религии бурят претендовал к тому времени ламаизм — т. е. буддизм, занесенный в Забайкалье из Монголии, куда он попал через Китай из Тибета. Вместе с иноплеменными ламами-миссионерами явочным порядком «оккупировала» Бурятию и ТМ, вытесняя традиционное шаманское целительство. И теперь от властей потребовали узаконить сложившееся положение.
...
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 7:59 pm

Бертенсон даже усмотрел во ВНТ нечто позитивное — она, по мнению Бертенсона, превосходила погрязших в корыстолюбии «культурных» врачей в этичности:

«В каких условiях находятся буряты в отношенiи правительственной врачебной помощи? Бурят насчитывается приблизительно до 270 тыс. душ обоего пола (в Забайкальской области — до 170 тыс., в Иркутской губернiи — до 100 тыс.). Из них ламаитов — до 160 тыс., шаманитов — 75 тыс. и христiан православнаго исповъданiя — 35 тыс. душ.

Это населенiе далеко не обезпечено врачебной помощью от культурной медицины, ибо нельзя считать достаточной ту помощь, которая дается врачами и фельдшерами врачебных участков, разбросанных оазисами: в Иркутской губернiи на пространствъ около 638 тыс. кв. верст имъется 19 врачебных участков, в Забайкальской области на пространствъ 539 тыс. кв. верст — 15 врачебных участков. Если к сказанному присовокупить, что участковые врачи, на которых лежат обязанности не только лечебныя, но и судебно-медицинскiя, довърiем у бурят не пользуются, то станет понятным, что здесь должна находить себъ примъненiе так называемая ТМ, с которой населенiе сплачивает буддизм.

Врачеванiе среди буддистов находится в руках лам — лиц, принявших на себя монашескiе объты и пользующихся, в качествъ представителей Будды на Землъ, большим уваженiем и правом разръшать всякое сомнънiе върующаго и направлять его на путь истины. Ламы, будучи проповъдниками нравственных начал, являются вмъстъ с тъм и носителями врачебной этики, которая в ТМ стоит на весьма высокой ступени, и по которой прежде всего обязательно безвозмездное леченiе».

Особенно понравились ему требования ТМ к врачам, которые он цитирует:

«Счастье врача должно заключаться в исполненiи долга. Врачи должны быть прiятными для больных и не отталкивать их своим обхожденiем, ръчами и мыслями. Напоминать о вознагражденiи за труды позволительно лишь тогда, когда у врача есть дъйствительная надобность в средствах. Слъдует только помнить, что, если пройдет много времени послъ поправленiя разстроеннаго здоровья, то больные обыкновенно забывают пользу, принесенную врачами».

Если эта хвалебная оценка — не ироническое «доказательство от противного», остается заподозрить Бертенсона в некритическом доверии к переведенному П. А. Бадмаевым на русский язык «Главному руководству по ВНТ Жуд-Ши», откуда приведена цитата. Но зададимся вопросом: где Лев Бернардович мог получить достоверные сведения о ТМ?

Конечно, Бертенсон, уже давно живущий в Петербурге, был очевидцем столичной практики братьев Бадмаевых — сначала Александра (настоящего «эмчи-ламы», т. е. обученного в дацане специалиста ВНТ), затем Петра. Однако ее общеизвестную небезвозмездность он мог отнести на счет «порчи» этических устоев восточных лекарей развращенностью буржуазной цивилизации. А там, у истоков, сохраняемая в первозданной чистоте ТМ — точно такая, как о ней пишут в книгах!

К 1906 г. Лев Бернардович уже мог ознакомиться с ней и по «Главному руководству...», изданному П. А. Бадмаевым в 1903 г., и по его же более раннему труду «О системе ВНТ» (1898 г.). Здесь уместно заметить, что у Петра Александровича имелся серьезный конкурент: в 1902 г. в Петербурге была издана брошюра «штатного гелюна» Дамбо Ульянова «Перевод из тибетских медицинских сочинений «Дже-ду-нин-нор», гл. 91 и «Хлан-таб», гл. 30. Лечение чумы, холеры и проказы».

Гелюн (гелюнг), по В. Далю, — «монгольский или калмыцкий жрец». У живших в низовьях Волги и Дона калмыков национальной религией был, как и у бурят, буддизм, и духовенство практиковало ТМ по тому же руководству «Жуд-Ши». До сих пор между двумя народами идет спор о приоритете — кто раньше и точнее перевел «Главное руководство» на русский язык? Есть и такие мнения:

«Первый опыт перевода «Жуд-Ши» на европейский язык принадлежит лекарю ТМ Дамбо Ульянову. В 1901 г. он опубликовал на русском языке подстрочный перевод I тома «Жуд-Ши» — «Тантру основ». И лишь в 1903 г. вышла в свет работа П. А. Бадмаева, представляющая собой вольное переложение I и II томов «Жуд-Ши» на русский язык».

Правда, следующая ссылка на «подстрочный перевод» гелюна датирована тем же годом, что и «вольное переложение» действительного статского советника:

«Ульянов Д. Тибетская медицина. Ч. 1: Зави-джюд, или Маллига (Четки из голубой лазури), разъясняющая четыре рассуждения, украшенные именем Ман-лы (Будды), комментатора Санг-джи-Джамцо. Философско-теолого-медицинская энциклопедия. — Спб, 1903. — 86 с.».

И о прославленной ныне семье Бадмаевых, и о забытой, но столь же яркой личности Д. Ульянова (как считают некоторые — дальнего родственника Ленина) мы расскажем в свое время.
...
Последний раз редактировалось ozes Вс дек 02, 2007 8:24 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 8:00 pm

Теперь — конкретнее о пришествии буддизма и ТМ к бурятам. Легендарная версия гласит [3]:

«Летопись Аюши Саагиева сообщает: «Сказывают, что в то время, когда мы были подданными Алтан-Гэгэн-хана, он пригласил из Тибета всеведущего далай-ламу Содном Джамцо, который посвятил нас в религию Будды-шигемуни, усмирил нечистых духов, в честь которых раньше делались жертвоприношения. После этого, говорят, мы стали почитать изображения богов, а ламы и их ученики читали нам священные книги, мы учились тибетской и монгольской грамоте, писали и читали, извлекали пользу из лекарств и астрологии, отдавали из своей среды в хувараки. Считают, что с того времени, как Алтан-гэгэн-хан пригласил далай-ламу Содном Джамцо, до присоединения нас к Российскому царству в 1648 г. прошло 70 с лишним лет».

Это тот же Джамцо, что и в книге Ульянова. Как теперь считают, именно в Монголии, тогда еще независимой от Китая (а вовсе не в Тибете), был придуман титул «далай-лама» и весь его антураж:

«Алтан-хан, правитель одного из княжеств Северной Монголии, в 1576 г. созвал возле озера Кукунор курултай (съезд) князей и нойонов Восточной, Западной и Южной Монголии, на котором буддизм школы гелугпа (называемый также ламаизмом «желтошапочного толка») был объявлен государственной религией всей Монголии. На съезде присутствовал Содном Джамцо — глава этой школы, существовавшей в Тибете уже более ста лет и занявшей ведущее положение. На курултае и родился титул «далай-лама», присвоенный Алтан-ханом Содному Джамцо, который в свою очередь наградил им двух своих предшественников и тем самым сразу стал Далай-ламой III. Территория Бурятии в тот период находилась в подчинении правителей аймаков Северной Монголии, поэтому к ней и ее населению события 1576 г. имели прямое отношение» (aginsk.com/modules).

От Кукунора до Байкала по прямой больше 1600 км, и, пока буддизм добрался до Бурятии, Монголию успела подчинить Китайская империя, а в Забайкалье пришла Россия. ТМ, несмотря на название, была в Бурятии фактически монгольской медициной [3]:

«Приобщение бурят к ТМ происходило через монгольскую традицию этой медицины, уже адаптированную к условиям, близким к жизни бурят. Это проявляется в заметном предпочтении бурятских лекарей к монгольской медицинской литературе, особенно рецептурным справочникам.

Бурятское духовенство осознавало огромную роль медицины для укрепления своего влияния и прилагало усилия для сосредоточения лам-лекарей при дацанах. Известно, что тибетец Агван Пунцок, первый глава бурятского ламства, пользовался славой лекаря. А первым лекарем из бурят, имя которого установлено, был Жимба Ахалдаев, который в 1721 г. отправился учиться в Монголию и Тибет. Одна из хроник пишет о нем, как о «большом лекаре и весьма состоятельном человеке». После Ахалдаева получил в Тибете образование Дамба Доржи Заяев и также стал известным лекарем.

Размежевание русско-китайской границы в 1727 г. закрыло свободный доступ бурят в Монголию и Тибет. О начале подготовки лекарей в местных дацанах в XVIII в. данных в литературе нет. Вероятно, они готовились на местах путем индивидуального обучения у образованных лам, которые учили послушников тибетской грамоте, передавали им знания и опыт. По свидетельству М. А. Кастрена, при Гусиноозерском дацане наиболее известные лекари имели небольшие клиники, в которых преподавали медицину.

Практика ТМ в Забайкалье в XVIII в. была весьма значительной, что нашло отражение в обычном праве бурят. В «Книге записи судебных законов Селенгинского ведомства» (1775) содержатся данные по регулированию отношений между лекарем и больными:

«26. При получении лекарства от лекаря подносить цену лекарства за один «тун» (количество, измеряемое лекарственной ложкой) — пять копеек. Однако ламы и миряне пусть поступают по совести.

27. За излечение паралича, внутренней опухоли, сужения пищевода, сифилиса, глазных болезней, язвенных поражений носа, туберкулеза лимфатических желез, оспы отдавать по 2 рубля. Лекарства же покупать по установленному выше правилу».

Пункты, посвященные размерам гонорара за лечение, встречаются и в более поздних сводах обычного права бурят — в «Положении 1808 г.», «Селенгинском сборнике 1823 г.», «Новом постановлении о жизни и обычаях 1841 г.» и др. Если раньше обращение к ламам было делом добровольным, то теперь, после принятия «Нового постановления», оно становится обязательным: «при болезнях обязательно следует запрашивать своевременно от дацана лам-лекарей. Целиком следует сдавать в казну дацана все, что было поднесено ламе-лекарю».

Новым этапом развития ТМ в Забайкалье стало официальное открытие при монастырях медицинских школ, так называемых манба-дацанов. В 1869 г. открылась школа ТМ при Цугольском дацане, в качестве преподавателя был приглашен лама Чойманрамба из Сэцэнхановского аймака Монголии. После его смерти занятия возобновились под руководством его ученика — бурята Гуру Дармы Биликтуева.

Вскоре такие школы открылись и в других дацанах. Обучение в них было пятилетним и заключалось в выучивании наизусть канонического трактата «Жуд-Ши», ознакомлении с его комментариями, рецептурниками и умением составлять лекарства. На пятый год ученики получали звание манрамбы. Число учеников в самой крупной школе ТМ доходило до 50–60 человек.

Лам-лекарей к концу ХIХ в. в Забайкалье было около 700. Всего тогда насчитывалось до 15 тыс. лам; таким образом, лам-лекарей было примерно 5% общего количества. Но в действительности число лам, которые занимались лечебной практикой, не имея специального образования, могло быть гораздо больше. По наблюдениям В. Птицына (1888), почти все ламы в Забайкалье не упускали возможности выступить в качестве лекаря. Даже при наивысшем расцвете ТМ помощь квалифицированных эмчи-лам была практически недоступна широким слоям населения. Этим пользовались, говоря словами Беленького и Тубянского (1953), «мошенники и шарлатаны из монашества и даже мирян, в лучшем случае поверхностно знакомые с ТМ по рецептурнику, которые лечили больше молитвами и заклинаниями».

Такие практики обходились небольшим количеством хорошо известных им составов, рецептуру и технологию приготовления которых получали по наследству. Они получали известность как «лама, у которого есть такое-то лекарство» (эмтэй-лама) — в отличие от профессионала эмчи-ламы».

Литература
3. Дашиев Д. Б. Тибетская традиционная медицина в Бурятии
Последний раз редактировалось ozes Вс дек 02, 2007 8:18 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 8:01 pm

...
О сути ВНТ Лев Бернардович высказался однозначно и скептически: лейб-медик советует властям ни в коем случае не брать на душу грех и узаконивать ТМ, но постепенно вытеснять ее «культурной» медициной [1]:

«Искать настоящей науки, даже в скромном значенiи этого слова, в сочиненiи г. Бадмаева «Главное руководство...» было бы тщетно. Приводить доказательства в пользу несостоятельности ТМ, находящейся и понынъ почти на той же ступени развитiя, на которой она была 12 столътiй назад, конечно, не приходится. Вмъстъ с тъм не лишне указать, что в этой медицинъ наряду с невъроятными и многочисленными нелъпостями есть немало любопытнаго и по своей осмысленности заслуживающаго вниманiя.

Закръпить право государственности за ТМ, представляющей собой сплетенiе зачаточной, архаической науки с невъжеством и суевърiем, конечно, нельзя. По этой же причинъ не подобает правительству узаконивать организацiю тибетских медицинских школ.

Врачеванiе лам не требует узаконенiя уже в силу того, что по буддiйскому ученiю врачеванiе должно быть безвозмездным, а в этом условiи заключается и его право на существованiе, так как по нашему закону лечить безплатно разръшается всякому — и не врачу. Если таким образом не имъется причин для запрещенiя ламам врачебной практики, то нът также и основанiй для охранительных мър против самозванных врачей — ведь всъ врачи, практикующiе по ТМ, по смыслу основного россiйскаго закона иными и не могут быть, как самозванными.

На основанiи сказаннаго остается признать, что узаконивать и регламентировать ТМ правительству не приходится; упорядоченiе же врачеванiя лам (хотя бы и открытiе медицинских школ) должно быть всецъло предоставлено самоуправленiю бурят. А на полицейских органах правительства могла бы лежать задача пресъченiя «вымогательств под предлогом душеспасительнаго леченiя». Но свърх того — и принятiе мър к насажденiю просвъщенiя, а затъм к такой постановкъ врачебнаго дъла, которая и без давленiя могла бы постепенно привести к побъдъ культурной медицины над буддистской.

С этим моим мнънiем согласился и МС».

После подавления революционных беспорядков правительство, естественно, отказалось от посулов и быстро заставило замолчать либерально-националистических болтунов. Идея легализации ТМ в России была сдана в архив.

Но стало ли это победой Л. Б. Бертенсона и «культурной» медицины? Буддистские школы ТМ, как мы видели, de facto работали и продолжали работать уже почти 40 лет, а ламы и «даже миряне» продолжали брать за свои лечебные услуги плату и деньгами, и натурой. И в Бурятии, и в Калмыкии, и в Санкт-Петербурге.

Литература
1. Бертенсон Л. Б. О русских буддистах и о так называемой тибетской медици- н // Русскiй Врач. — 1906. — № 14. — С. 418–421.
Последний раз редактировалось ozes Вс дек 02, 2007 8:20 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 8:03 pm

...

Практика Бадмаева в Петербурге, будучи вне закона, тем не менее процветала; Петр Александрович «выписывал» сюда с родины молодежь себе в ученики, наладил ввоз своих снадобий через китайскую границу. Но он жаждал большего — Высочайшего одобрения ТМ и ее признания, в посрамление оппонентам-профессорам, равной медицине «культурной» [1].

«Небезызвъстный отечественному врачебному мiру г-н Бадмаев, представитель тибетской quasi-медицины, которому полицiя нъсколько лът не может вручить распоряженiе столичнаго врачебнаго инспектора о воспрещенiи заниматься врачебной практикой, но ничтоже сумняшеся занимающiйся на глазах у всъх этой практикой, затъивает новое дъло в еще болъе грандiозных размърах.

МС в лицъ глубокоуважаемаго его члена Л. Б. Бертенсона снова вступил в борьбу с этим титулованным знахарем, избалованным благоволенiем сильных мiра сего. Но чъм кончится эта борьба — сказать трудно: могучих заступников у г-на Бадмаева, видимо, немало...

Лев Бернардович, которому МС поручил представить отзыв о новом домогательствъ г-на Бадмаева и мнънiе котораго затъм вполнъ одобрил, любезно представил нам свой доклад:

«Дъйствительный статскiй совътник (д. с. с.) Бадмаев, бурят, имъющiй, как он сам выражается, кабинет ВНТ на Песках, обратился к Министру внутренних дъл с ходатайством об испрошенiи Высочайшаго разръшенiя на слъдующее: 1) организовать Общество, способствующее изслъдованiю ВНТ; 2) именоваться «врачами ТМ» тъм молодым людям, которые, изучив монгольскiй и тибетскiй языки и ВНТ, в то же время окончат курс Военно-медицинской академiи (ВМА) или медицинских факультетов университетов с дипломами врачей, предоставив им право практиковать по системъ ВНТ; 3) оказать довърiе — Высочайше разръшить отпускать из принадлежащей ему, Бадмаеву, аптеки ВНТ медикаменты, предписываемые ТМ, за плату в 10 коп. за порошок.

Большинство больных получают 14 порошков в недълю; стоимость их 1 руб. 40 коп. — цъна, совершенно доступная даже для бъднаго класса населенiя. В 1909 г., говорится далъе в докладной запискъ, отпущено 478008 порошков на сумму 47800 руб. Такова минимальная годовая сумма, которая в будущем, без всякаго сомнънiя, должна увеличиваться, и нетрудно будет для новообразованнаго Общества с таким солидным доходом пополнять аптеку, прiобрътать книги ВНТ, приглашать знатоков этой науки из бурятских степей, Монголiи, Тибета, Кукунора и Китая, субсидировать молодых ученых врачей, отпускать суммы на переводы книг ВНТ на русскiй и европейскiе языки, открывать прiюты для больных и желающих сохранить свое здоровье.

Кромъ того, г-н Бадмаев указывает, что больные питают довърiе к той аптекъ, которая находится под личным наблюденiем извъстнаго врача, и, охраняя интересы страждущих, необходимо дать существующей в Песках (т. е. его, Бадмаева) аптекъ, заинтересованной только излъченiем больных, привилегiю по соображенiям чисто государственным.

При докладной запискъ г-на Бадмаева имъются приложенiя: справка о состоянiи ТМ в Россiи, список посъщенiй лъчебницы за 1909 г. и наименованiя болъзней, с которыми обращались больные, список входящих и исходящих писем за тот же год и, наконец, сборник подлинных писем больных. На докладной запискъ Бадмаева 9-го августа послъдовала резолюцiя Министра внутренних дъл: «Прошу МС ознакомиться с прилагаемым матерiалом и дать свое заключенiе».

Литература
1. Господин Бадмаев затъивает новое дъло // Русскiй Врач. — 1910. — № 52. — С. 2133–2134.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вс дек 02, 2007 8:14 pm

Кампания в СМИ против «лечебных шарлатанов», открытая Л. Б. Бертенсоном в начале 1911 года, встретила адекватное медиа-противодействие: П. А. Бадмаев немедленно издал и распространил брошюру в защиту врачебной науки Тибета (ВНТ) от «неосновательных нападок». [1]:

«Мнъ вновь приходится отвъчать на нападки наших врачей, выражающих необъяснимое отношенiе к тибетской медицине (ТМ) и лично ко мнъ, как представителю этой медицины. В самом дълъ, чъм вызываются наскоки на леченiе по тибетской системъ? Предвзятостью или пристрастiем? Отдъльныя лица могут, конечно, страдать этим недугом, но МС, казалось бы, поддаваться таким чувствам не должен. А между тъм, ничъм иным невозможно объяснить упорнаго стремленiя прекратить мою помощь страждущему человъчеству. Вмъсто того, чтобы искать случая изучить ТМ, наши врачи готовы свысока относиться к ней. Это тъм болъе прискорбно, что ТМ на много въков опередила европейскую, вслъдствiе чего и возник вопрос о легализацiи ВНТ и ея представителя в Россiи с цълью сдълать общим достоянiем ея систему и средства.

Леченiе по тибетской системъ и тибетскими средствами с каждым годом завоевывает в Петербургъ все большее число приверженцев. Цифра посъщенiй меня, единственнаго пока представителя этой системы, с 1873 г. по 1910 г. достигла 573856 больных, причем этим моим пацiентам отпущено было 8140276 порошков. Не указывают ли эти громадныя цифры, что мнъ совершенно безцъльно вступать в полемику с тъми врачами, которые позволяют себъ отрицать то, чего вовсе не понимают? Если же я тъм не менъе желаю выяснить значенiе ТМ и особенно глубокiй смысл системы леченiя, то только вот по каким соображенiям: во имя науки и идеи считаю своим долгом передать свое, воистину святое наслъдiе мiру; забочусь о тъх несчастных страждущих, которые только благодаря ТМ получают и должны получать красоту жизни — здоровье.

Мнъ лично ничего не нужно. Имъя орудiем достоянiе ТМ, работая не покладая рук всю жизнь для блага больных, я вполнъ удовлетворен. Я взял у этой науки все, что было под силу, и старался передать окружающим. А сколько в ней еще неисчерпаемой истины и законов для долголътней счастливой жизни!»

Бадмаев невысоко ставил своих «европейски» образованных коллег-конкурентов: главным пороком официальной медицины он считал крайне низкую эффективность лечения. Устойчиво скверная репутация бесплатных больниц, по его мнению, и вынуждала население искать альтернативу в целителях. Тем более, что последние в рекламных целях завышали результативность своих снадобий [1]:

«Врачебная наука Тибета в продолженiе полувъковой дъятельности в Петербургъ излечила и облегчила страданiя нъскольких сот тысяч больных с самыми разновидными заболъванiями. Она приходила на помощь страждущим и излечивала в большинствъ случаев тъх больных, недуги которых не поддавались способам леченiя европейской медицины. Если появятся еще нъсколько врачей, лечащих по системъ ВНТ, то нът сомнънiя, что всъ больные Петербурга будут обращаться только к ним и сдълаются убъжденными сторонниками этой науки, считаемой ея послъдователями непогръшимой.

Европейскiе врачи изучают врачебную науку под руководством множества профессоров, существуют цълыя учрежденiя, занятыя ими, выдаются большiя содержанiя, устраиваются клиники, больницы, лечебныя заведенiя для богатых и бъдных, стоющiя много миллiонов государству, и все это, кажется, должно было бы удовлетворять потребностям населенiя. Сколько филантропических обществ заботятся о больных! Существуют больничные сборы для бъдных, которые, заболъвая, должны найти готовый прiют и заботу.

Чъм тогда объяснить, что в Петербургъ, в центръ цивилизацiи Россiи, гдъ ученые врачи держат так высоко знамя своей науки, ТМ привлекла к себъ взоры страждущих и стала центром общаго вниманiя? Почему рабочiй люд, имъя даровое леченiе, даровую больницу, даровых врачей и даровое лекарство, наполняет прiемную ВНТ, ежедневно сотнями ожидая очереди по 2–3 часа, платя послъднiй трудовой рубль и таким образом отдавая в мъсяц четверть своего заработка, который равняется 12–15 рублям, и, кромъ того, теряет 8 рабочих часов в мъсяц на ожиданiе — почему?

Почему богатые также ожидают своей очереди и платят 5–25 рублей, тогда как сидя дома, они могли бы пригласить к себъ любую знаменитость — почему?

Почему газетныя нападки злонамъреннаго свойства против ВНТ в продолженiе всего существованiя ея в Петербургъ не охлаждают рвенiя лечиться по системъ этой науки?

Потому, что люди разных слоев общества, измученные болъзнью, находят себъ быструю помощь во ВНТ».

«Члены МС постановили, что врачебною наукою и дъйствующими законоположенiями не допускается узаконить продажу порошков ТМ. Совершенно непонятно такое постановленiе — ведь врачам дипломированным позволяется лечить невъдомыми средствами. Из этого получается вывод, что, по мнънiю членов МС, даром отравлять людей можно, а за деньги нельзя.

Члены МС назвали безусловно вредной мою дъятельность. В постановленiи членов МС ярко выступает тяжкое обвиненiе, направленное против моей дъятельности как врача, и тъм самым против ВНТ. Ошибочные взгляды членов МС нетрудно опровергнуть, имъя в руках въскiя доказательства.

Ниже привожу указанiя на интересных больных с тяжелыми заболъванiями — страдавших сифилисом, злокачественною опухолью и хирургическими болъзнями, а также на излеченных заочно. Нижеприведеные факты могут убъдить всякаго, что члены МС совершенно не знакомы с ВНТ. Эти факты можно провърить, обратившись ко всъм указанным лицам, пользовавшимся услугами ВНТ. Я их не называю ввиду того, что этика этой науки строго воспрещает обнаруженiе имен и фамилiй лечащихся. Послъднiе, их родственники и знакомые во всякое время появятся лично для подтвержденiя моих слов».

«Какая из двух медицин — европейская или тибетская — обладает болъе дъйствительными и върными способами при изслъдованiи больного, при опредъленiи болъзни и леченiи, предоставляем судить безпристрастным, здраво рассуждающим лицам, а затъм уже членам МС, которые относятся с предубъжденiем к ВНТ, и которые, к сожалънiю, менъе компетентны в вопросъ о ТМ, чъм каждый из моих сотен тысяч излечившихся больных.

Постоянное излеченiе тяжких больных заставит обратить серьезное вниманiе на теорiю ВНТ, усвоить которую трудно европейским врачам, привыкшим к своим теоретическим взглядам. Наступило время позаботиться о скоръйшем изслъдованiи ВНТ в интересах всего человъчества. Если в руках только двух представителей Бадмаевых (Петра и Александра — Н. А.) ВНТ прiобръла огромную аудиторiю и амбулаторiю в Россiи, то безспорно, что при наличности большаго количества трудоспособных дипломированных врачей она в короткiй перiод сдълается общим достоянiем Россiи, у которой должна будет позаимствовать ее и вся Европа.

Письма из туберкулезных курортов Швейцарiи не оставляют сомнънiя, что и западноевропейскiе больные уже прислушиваются к результатам леченiя по методъ ВНТ. Страждущее человъчество всегда чутко относится ко всему тому, что может облегчить его страданiя. Ввиду такого положенiя П. А. Бадмаев подготовляет молодых людей, получающих образованiе в Военно-медицинской академiи (ВМА) и в университетах. Им необходимо знать ту и другую медицину, монгольскiй и тибетскiй языки для того, чтобы стать честными, знающими представителями ВНТ и способствовать слiянiю двух самостоятельно развивавшихся медицинских наук Запада и Востока на благо страждующаго человъчества всего мiра».

Литература
1. Бадмаев П. А. Отвът на неосновательныя нападки членов Медицинскаго Совъта на врачебную науку Тибета. — СПб., 1911. — 72 с.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение ozes » Вт дек 04, 2007 11:41 am

Но почему Петр Александрович, широко пользуясь лекарствами ТМ, не применял ни лечебное дыхание, ни еще одно хваленое восточное средство — иглоукалывание? В его переводе «Жуд-Ши» о них нет ни слова: подробно перечисляя инструменты тибетских врачей, Бадмаев лишь мельком упоминает: «Наконец, имеются различного рода иглы». И все.

А ведь в это время иглорефлексотерапевты уже проникли даже в европейскую Россию. Один из них прекрасно зарабатывал в Москве, куда прибыл через тот же соседний с Бурятией Иркутск, что и братья Бадмаевы:

«Московскому градоначальнику стало извъстно, что два кондуктора городских желъзных дорог, Богачев и Русаков, лечились у какого-то «китайскаго доктора» в д. 9 по Армянскому переулку и послъ его леченiя опасно заболъли. В этом домъ, как показало разслъдованiе, живет страдающiй спинной сухоткой купец А. И. Простаков, который по совъту знакомых выписал из г. Иркутска мъстнаго жителя, мещанина А. А. Бурлакова, китайца по происхожденiю, прославившагося своим лечебным искусством. Прiъхав в Москву в ноябръ 1910 г. , Бурлаков начал лечить своего пацiента, но толка от этого леченiя не было.

Одновременно «китайскiй доктор» открыл у себя в комнатъ амбулаторный прiем больных. Количество их достигало 70 человък в день. Плата за леченiе — по усмотрънiю больного от 20 коп. до 1 рубля, но иногда бъдных и даром. При леченiи Бурлаков дълал «насъчки», т. е. уколы иглами в количествъ 10–12 штук, приспособленными на металлической головкъ, прикрепленной в свою очередь к пружинъ и заключенной в каучуковую трубочку. От дъйствiя таких насъчек и заболъли городскiе кондуктора.

В квартиръ китайца-доктора таких насъчек отобрано 18 штук. Бурлаков научной степени по медицине не имъет, но занимается леченiем с давняго времени» (Русскiя Въдомости, 12 февраля 1911 г.).

История русской акупунктуры, изрядно «выпрямленная», Бурлакова и ему подобных благоразумно не упоминает. В ней вообще масса натяжек и ошибок: писали об иглоукалывании многие, побывавшие в Китае, но даже врачи понимали суть акупунктуры иначе, чем она преподносится сегодня. Возьмем наиболее близкие по времени работы, на которые обычно ссылаются современные книги по иглорефлексотерапии — докторские диссертации В. В. Корсакова [1] и Я. А. Виолина [2] — и заглянем во вторую, более позднюю и полную. «Теоретические» основы акупунктуры изложены здесь вполне современно [2]:

«Из ознакомленiя со всъми отдълами китайской медицины выносится только одно впечатленiе — жалкое ея существованiе. Главныя причины этого: отсутствiе анатомiи и вообще научных методов изслъдованiя, а также ошибочность воззрънiй на сущность мiровой гармонiи и таковой же в тълъ человъка.

Взгляды китайцев на главнъйшiя жизненныя явленiя, имъющiя в своей основъ туманную космическую теорiю, совершенно ложны. По их понятiям, жизнь человъческая есть результат взаимодъйствiя двух великих начал — «янг», радикальной теплоты, активнаго принципа или мужскаго начала, и «ин» — совершенной влаги, пассивнаго принципа или женскаго начала. Лишь при полной их гармонiи человък бывает здоров. Если преобладает принцип активный — является возбужденiе, если пассивный — то угнетенiе.

Эти два принципа дъйствуют в человъческом организмъ благодаря 12 главным органам: сердцу, печени, легким, селезенкъ, почкам, мозгу, кишкам, желудку, пузырям желчному и мочевому. Каждый из этих органов имъет канал (кинг), посредством котораго он соединяется с другими. Нъкоторые из каналов оканчиваются в руках, другiе — в ногах. Ход их — плод богатой фантазiи китайцев. Каналы эти играют большую роль, т. к. через них производится очищенiе тъла больного при посредствъ столь распространеннаго у китайцев лечебнаго метода — акупунктуры.

Шесть каналов переносят активный принцип, шесть других — пассивный. Принципы эти распространяются по всему организму при посредствъ паров и крови. Пар, или жизненный дух, зависит от активнаго принципа, кровь — от принципа пассивнаго. Пары волнуют и направляют кровь, «как ветер заставляет волноваться море». Эти два элемента циркулируют в каналах и, ударяя в стънки, заставляют их пульсировать. Пульс видоизмъняется в зависимости от того, находятся ли в том или ином органъ в равновъсiи активный и пассивный принципы».

Но совпадают ли «каналы» (сегодня «меридианы») с кровеносными сосудами, или же они — вымысел китайцев, остается для диссертанта неясным. Теперь — техника акупунктуры [2]:

«Любимым методом леченiя многих болъзней, преимущественно внутренних, служит акупунктура. Неизвъстно, когда она впервые вошла в употребленiе, но въра народа в дъйствительность ея непоколебима.

Иглы дълаются из золота, серебра и стали. В наборах игл, имъющихся у китайских докторов, их бывает обыкновенно сорок; нъкоторыя из них большiя — до 28 см, а другiя маленькiя — до 1 см. Иглы имъют рукоятки и держатся в особых вмъстилищах воткнутыми в подушечку.


Производится акупунктура таким образом, что лъвой рукой натягивается или сжимается кожа на избранном мъстъ, а правой — дълается укол. На тъх мъстах, гдъ мало мышц (кисти рук, нижняя часть предплечья) иглы вкалываются вдоль члена на довольно значительную глубину точно так, как иглы Праваца. Иногда глубина укола опредъляется длиной второго сустава указательнаго пальца. В этих случаях примъняются почти всегда короткiя иглы. В мъстах, гдъ мышц много (живот, икры, плечо), игла вкалывается перпендикулярно, на глубину нъскольких сантиметров.

Различают акупунктуру холодную и горячую. При послъдней иглу вводят в тъло холодной, но вздутый заднiй конец ея подогръвается на огнъ. Иногда он кончается чашечкой, в которую помъщают горячiй уголек.

Принцип, на котором основано это леченiе — попасть иглою в канал (кинг) именно в том мъстъ, гдъ локализуется болъзнь, и дать, таким образом, ей возможность выйти наружу. Поэтому мъста уколов должны быть заранъе хорошо извъстны при каждом заболъванiи.

В китайских медицинских книгах есть рисунки человъческаго тъла с указанiем точек уколов при каждой болъзни. Прежде в медицинской коллегiи находился бронзовый манекен человъка с извъстным числом отверстiй (388), соотвътствующих мъстам, гдъ нужно производить уколы. Во время экзаменов манекены заклеивались бумагой, и экзаменующiйся по акупунктуръ должен был, не колеблясь, попасть сразу своей иглой в то отверстiе, которое нужно прокалывать при данной болъзни. Впервые эти бронзовыя человъческiя фигуры, числом двъ, были отлиты при императоръ Цян-Лун (1736–1796). С этих фигур сдъланы рисунки, которые до сих пор перепечатываются без измъненiй».

Читаем про конкретные болезни [2]:

«При всякаго рода диспепсiях и болях в животъ акупунктура в очень большом ходу. При этом поступают так: на животъ от нижняго конца грудины до пупка проводится мысленно прямая линiя, которая дълится на 6–7 равных частей. Число их зависит от индивидуальности больного: у худых и высоких получается больше, у жирных и низеньких — меньше. Каждая часть отмъряется бамбуковой палочкой, равной по длинъ среднему суставу средняго пальца руки. У мужчин для измъренiя берется лъвая рука, у женщин — правая. Точки дъленiя отмъчаются ногтем или тушью и служат мъстами уколов. В них вкалываются иглы на довольно значительную глубину и оставляются в таком положенiи часа на два. Затъм иглы вынимаются, а мъста уколов закрываются пластырем.

Если боли ощущаются в нижней части живота, то продълывается то же самое, начиная от пупка вниз до лобка.

Для ослабленiя боли при уколах на мъста, гдъ слъдует их сдълать, производится сильное давленiе ногтем, и непосредственно около него вкалывают иглу, дълая ею небольшiя вращательныя движенiя. При этом часто заставляют больного кашлять. Для усиленiя дъйствiя по рукояткъ иглы дълают щелчки, или ударяют маленьким молоточком, или проводят ногтем по спирали рукоятки вверх и вниз.

Иногда иглы вкалываются глубоко в живот или печень. Бывали, конечно, и случаи смерти от подобнаго энергичнаго леченiя.

При холеръ длинная игла проводится между ахилловым сухожилiем и костью, а также дълаются уколы на руках под ногтями, на языкъ, у anus’a.

При солнечном ударъ иглы вкалываются в концы пальцев — однъ сбоку, другiя посрединъ. Оставляют их на мъстъ полчаса и больше, затъм из полученных уколов стараются выжимать кровь.

Очень часто лечат таким образом ревматизм, причем игла вкалывается глубоко в пораженный сустав...».

В заключение — колоритный пример радикального иглоукалывания, показывающий также стиль поведения тогдашних рефлексотерапевтов [2]:

«Акупунктуру хвалят нъкоторые русскiе старожилы Пекина, върит в ея дъйствительность и архiепископ Фавье:

«Что касается акупунктуры, то не слъдовало бы отрицать ея дъйствительности. Один очевидец передает слъдующее: «однажды упал на дорогъ замертво миссiонер в приступъ холеры; я подошел к нему и нашел его холодным, безкровным, без сознанiя. Двое врачей китайцев вонзили ему в руки и ноги желъзныя иглы с очень толстыми ушками из желтой мъди; кровь не показалась. Тогда ему воткнули иглу длиною около дюйма под колъно — показалась капелька черной крови.

«Он спасен»,— сказал тогда один из врачей; закурили они трубочку и съли пить чай. Больной не открывал глаз, и я просил их продолжать операцiю. Они снова начали уколы и через четверть часа больной повернулся на своем ложе, как живой мертвец. Увидя меня, он пожелал выкурить трубочку. Когда я ръшил отнести больного на носилках, то один из врачей сказал мнъ: надо принять нъкоторыя мъры предосторожности. Не говоря болъе ни слова, они вонзили ему 4 иглы в 8 см длиною вокруг пупка. Всю ночь он спал спокойно, а на другой день был совершенно здоров».

Заметим, наконец, что Я. А. Виолин не счел акупунктуру достойной дальнейшего изучения [2]:

«Среди этого хаоса мы находим нъсколько фактов, которые указывают на рацiональность воззрънiй на нъкоторые предметы и эмпирическiя данныя, близко подходящiя к нашим познанiям. В нъкоторых же случаях наблюдательность многих поколънiй китайцев даже опередила в том же отношенiи нас. Я не принадлежу к числу горячих поклонников китайской медицины, но смъю думать, что изученiе лекарственных форм растительнаго происхожденiя — единственный отдъл среди обширнаго научнаго матерiала, касающагося медицины в Китаъ, достойный изученiя и могущiй дать ощутительныя результаты».

Шли десятилетия, а представления о ней теперь уже советских медиков не менялись. Современные пособия по акупунктуре уверяют, что «в советский период иглоукалыванием занимался такой видный ученый, как В. В. Корсаков (1928)». Однако читая статью [3], понимаешь, что автор диссертации [1], доживший до преклонных лет (род. в 1854 г.), просто повторяет все то, что он написал (а Виолин процитировал) об акупунктуре еще 27 лет назад. И о бронзовом манекене с отверстиями, соответствующими «седалищам болезней», по учению китайских врачей,— местам прохождения кровеносных сосудов, которые требовалось «проколоть и уничтожить» (кстати, по Корсакову, в манекен наливали красную жидкость, имитирующую кровь, — при правильном проколе бумаги она лилась наружу). И о лечении холеры: «Во время приступа больному вокруг всего plexus solaris делается длинной иглой несколько глубоких уколов, и если получается при этом алая кровь, то больной быстро поправляется, если же кровь получается темная или совсем не получается, то больной обычно погибает». Наконец, для Корсакова (которого при всем уважении к его богатой биографии нельзя назвать ни ученым, ни даже полноценным врачом — он в гораздо большей степени журналист и писатель), рефлексотерапевт — по-прежнему «знахарь-иглопрокалыватель «седалищ болезней», сидящий в палатке с множеством игл, имеющих ужасный вид; около него на стенках — схема человека с нарисованными на разных частях тела кружками, прокалывая которые, можно уничтожить болезнь».

Минуло еще четверть века, но у нас ничего не изменилось в описании акупунктуры, разве что «седалища болезней» стали называть «жизненными точками». Остальное по-прежнему переписывали из Корсакова-Виолина [4]:

«Древнее учение об акупунктуре основывается на представлении китайских врачей, согласно которому каждому из внутренних органов человека соответствуют два симметрично расположенных хода, имеющих вид трубок. По ним текут кровь и пневма, а по ходу этих трубок располагаются так называемые «жизненные точки».

Укалыванием иглой в «жизненные точки» врачи стремились оказывать влияние на течение заболеваний внутренних органов, дав возможности болезни «выйти наружу». Китайская медицина насчитывает более 380 «точек» применения акупунктуры, причем эти «точки» нередко находятся на значительном расстоянии от заболевшего органа. Лечебный эффект от иглоукалывания, по наблюдениям китайских врачей, зависит от продолжительности и глубины укола. Игл для акупунктуры бывает в наборе до 40 штук, размером от 1 до 28 см. В одних «жизненных точках» иглы вкалываются перпендикулярно мышцам, в других местах, где имеется малое количество мышц, обычно применяются короткие иглы, которые вкалываются вдоль мышц. Терапевтический эффект, получаемый при этом методе лечения, объясняется действием акупунктуры на нервную систему, оказывающую огромное влияние на все процессы жизнедеятельности организма».

Последняя фраза — всего лишь дань «павловскому учению о нервизме», обязательному для советских врачей после совместной сессии союзных АН и АМН летом 1950 г. Вывод: всю первую половину XX в. иглоукалывание было для нашей медицины шаманством [3]:

«За последнее десятилетие в разных городах СССР, а особенно много в Сибири, поселилось врачей-китайцев, занявшихся врачеванием русского населения. В Москве этот новый тип врача с образованием, полученным в медицинских школах в Китае, Корее и Японии, желая узаконить свое право практики, обратился за разрешением в Наркомздрав. Возник вопрос: признать ли таковых врачей-китайцев равноправными по полученному ими медицинскому образованию с местными русскими врачами, прошедшими высшие медицинские школы? На полученный отрицательный ответ врачи-китайцы и корейцы, представив удостоверения от китайских и корейских медицинских школ, обращались с прошением о разрешении им лечения по методам восточной медицины хотя бы своих соплеменников. И на эти прошения последовал отказ, так как особого метода лечения и особой восточной медицины не существует. Тем не менее в Москве занимаются практикой несколько врачей-китайцев, применяя при лечении не только лекарства своего приготовления, но и метод уколов».

О них официальная история также умалчивает, ибо еще с войны 1904–1905 гг. утвердилось мнение, будто все китайские (тибетские) врачи — японские шпионы [5]:

«Здание, где располагалось генеральное консульство Японии в Иркутске, — двухэтажный деревянный особняк,— сохранилось и по сей день. Чем здесь занимались, ни для кого не являлось секретом. Вице-консул Сугино руководил всей сетью японской разведки в Иркутске и других городах Сибири. Его заместители Минами и Танака осуществляли ответственные вербовочные операции. Остальной аппарат сплошь состоял из разведчиков и специалистов японского генштаба.

Они сразу поняли, что в качестве агентуры им целесообразнее использовать китайцев и корейцев, проживавших здесь тогда в огромном количестве. Японцы были заинтересованы в заселении приграничных сибирских районов представителями этих стран — китайцам и корейцам, пожелавшим переселиться на чужбину, они платили деньги. Те оседали в сибирских городах и открывали там частные предприятия. Например, в Иркутске китайцы содержали ресторан, прачечные, магазины и аптеки.

Особое место в своей шпионской деятельности японское консульство в Иркутске отводило доктору ТМ китайцу Хану. На улице графа Кутайсова (сейчас Богдана Хмельницкого) в каменном здании до революции существовала лечебница, предоставлявшая новомодные медицинские услуги, в том числе иглоукалывание. Ее владелец доктор Хан являлся резидентом японской разведки и свое роскошно обставленное заведение удачно использовал как прикрытие для выполнения секретных заданий.

Ему удалось создать китайский филерский разведаппарат, который состоял из чистильщиков обуви. Они отслеживали передвижения по улицам города ответственных чиновников и военачальников и докладывали о каждом их шаге. Доктора Хана, а вместе с ним и японскую разведку прежде всего интересовало, посещают ли они публичные дома, а также их пристрастие к алкогольным напиткам.

Когда Сибирь была окончательно завоевана большевиками, Хан бежал зимой через Байкал со своей любовницей и сыном. Старожилы и по сей день помнят, что вплоть до 40-х гг. на здании, где располагалось лечебное заведение, продолжала висеть табличка со странной надписью: «Доктор тибетской медицины Хан».

Лишь в 30-е гг. доблестные «органы» разобрались с японскими шпионами по всему СССР; в их число попал, понятное дело, и племянник П. А. Бадмаева — Николай Николаевич. Чьим шпионом был сам Петр Александрович (тибетским?) — осталось тайной. Как и то, почему он не издал перевод двух последних томов «Жуд-Ши» (всего их четыре). Если третий том («Маннаг-Жуд») Бадмаев таки перевел на русский язык — текст вроде бы нашли в рукописном виде в архиве знаменитого бурята, — то за четвертый («Чимэй-Жуд»), где как раз и описана рефлексотерапия, Петр Александрович так, похоже, и не взялся.

Литература
1. Корсаков В. В. Положенiе медицины в Китае и наиболе распространенныя в его населенiи болзни. Диссертацiя на степень доктора медицины. — СПб., 1901. — 159 с.
2. Виолин Я. А. Медицина Китая. Диссертацiя на степень доктора медицины. — СПб., 1903. — 225 с.
3. Корсаков В. Медицина в Китае в прошлом и настоящем // Врачебное дело. — 1928. — № 20. — С. 1561–1566.
4. Российский Д. М. Из истории китайской медицины // Наука и жизнь. — 1951. — № 10. — С. 40–43.
5. Митрофанов Г. Японцы и китайцы.
Аватара пользователя
ozes
Модератор
 
Сообщения: 801
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 11:26 am

Сообщение PT » Вт фев 23, 2010 5:12 am

Если кому интересно, Ссылка скрыта от незарегистрированных пользователей. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме! можно ознакомиться с магистерской диссертацией "JOURNEYS WITH TIBETAN MEDICINE. HOW TIBETAN MEDICINE CAME TO THE WEST. THE STORY OF THE BADMAYEV FAMILY" о семье Бадмаевых и тибетской медицине на западе (автор Мартин Саксер, научный руководитель проф. Михаэль Оппиц), защищённой в Институте социальной и культурной антропологии Цюрихского университета (2004 г.).
Аватара пользователя
PT
Модератор
 
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Пн окт 23, 2006 6:01 am


Вернуться в История.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Медицинский кодекс врачей Рунета