Китайская символика.

Китайская символика.

Сообщение Егор » Пн мар 20, 2006 8:31 am

Для начала приведу отрывок из брошюры "Китайская народная картина. Каталог выставки". Москва. 1987.



ОБЪЯСНЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ НЯНЬХУА 年画 [новогодняя картинка - Е.Л.]

Иероглифы добавлены позже самостоятельно - в книге они не указаны.

1. Бабочка (де) - омоним слова «старец от 70 до 80 лет» 。。。 - символ долголетия; две бабочки - символ супружеского счастья. другое произношение «ху», которое в диалектическом произношении «фу» созвучно слову «счастье».

2. Багуа (восемь триграмм) 八卦 - графическая символика бытия. Комбинация из трех прерывистых или непрерывных линий, символизирующие определенные стороны света, смену времен года, вечный круговорот в природе.

3. Бамбук (чжу) - символ благородства, гибкости, крепости и емкости. Композиция из бамбука, сосны и сливы «мэйхуа» называется «три друга холодной зимы», что символизировало стойкость перед жизненными невзгодами.

4. Ваза (пин) — омоним слова «пин» — спокойствие (); ваза с ветвью мэйхуа — символ Нового года, с пионами — богатства, с коралловой ветвью и жезлом «жуй» — пожелание карьеры, ученых сыновей.

5. Ваза с копьями (пин шэн сань цзи) 瓶。。。 — омонимический ребус, читающийся как «спокойно поднимитесь на три ступени» (平升三级).

6. Вань (изобразительный элемент, напоминающий свастику) — древний солярный символ, олицетворение круговорота во Вселенной; вань — омоним слова «10 тысяч лет» (т. е. долголетия).

7. «Восемь буддистских драгоценностей» — колесо, балдахин, рыба, ваза, зонт, бесконечный узел; раковина, лотос.

8. «Восемь даосских драгоценностей» — атрибуты даосских святых: веер, клюка и двойная тыква, корзина, лотос, бамбуковая трещотка, меч, удочка, флейта, мухогонка — в основе поклонения даосским святым или их атрибутам лежит культ предков, слившийся с даосской идеей бессмертия и отшельничества.

9. Восемь древних драгоценностей — жемчуг, коралл, слоновьи клыки, рог носорога, лист артемизии, свитки картин, жезл «жуй», слиток серебра, музыкальный инструмент «цигн».

10. Гранат (шилю) 石榴 — лопнувший гранат — пожелание многочисленного потомства.

11. Дракон (лун) — древнейший символ гармонии во Вселенной, единения стихий Неба и Земли, фантастическое существо, соединяющее в своем образе черты многих животных (змеи, тигра, и т. д.). В период средневековья становится олицетворением власти государя.

12. Жаба (чань) — символ богатства, так как в диалектном произношении (цянь) является омонимом слову «деньги».

13. Жезл жуи (буквально «по желанию») 如意 — в композиции лубков символизирует счастье.

14. Карп (лиюй) 鲤鱼 — символ благородного ученого, а также достатка.

15. Коралл (шаньху) 珊瑚 — намек на шарик на головном уборе знатного чиновника, отсюда — пожелание высокого чина.

16. Коричное дерево (гуй) — омоним слова «гуй» — знатный, пожелание удачной карьеры.

17. Летучая мышь (фу) — омоним слова «фу» — «счастье»; пять летучих мышей (у фу) 五蝠 — «пять благ» — долголетие, богатство, здоровье, добродетель, жизнь до конца, предопределенного судьбой.

18. Линчжи (чудесный гриб) 灵芝 — символ бессмертия (один из компонентов даосского эликсира бессмертия).

19. Лотос («хэ» или «лянь») 荷 莲 — символ лета, седьмого месяца, связан с буддистской символикой, а также с конфуцианской идеей «цзюньцзы» 君子 (благородного ученого), возвышающегося «над обывательской грязью не грязнясь», омоним слова «хэ» — мир, покой, или «лянь» 。。。 — «непрерывное повышение по службе». Лотос — популярный элемент различных изобразительных ребусов.

20. Мандаринские уточки (юаньян) 鸳鸯 — символ супружеского счастья.

21. Мэйхуа (дикая слива) 梅花 — распространенный мотив изобразительного искусства. Изображение мэйхуа связано со сложной символикой. Это одно из «четырех благородных растений» (наряду с бамбуком, орхидеей и хризантемой). Слива символизирует наступление весны. Сливу в вазе «мэйпин» 梅瓶 ставили во время праздника Нового года. Мэйхуа представляет образ-символ: соотношение цветов и стволов, лепестков и тычинок построено по принципу «инь-ян» (соединение противоположных начал, порождающих гармонию во Вселенной).

22. Нарцисс (шуйсяньхуа) 水仙花 — символ Нового года.

23. Олень (лу) 鹿 — омоним слова «лу» — карьера, отсюда пожелание удачной карьеры.

24. Орхидея (лань) — символ «цзюньцзы» 君子 (благородного ученого), пожелание рождения «ученых сыновей».

25. Павлин (кунцяо) 孔雀 — в композиции «цветы-птицы» включен в ребусы со значением пожелания «почета», т. е. «удачной карьеры».

26. Персик (тао) — символ долголетия, атрибут бога долголетия Шоусина.

27. Пион (мудань) 牡丹 — символ богатства и знатности.

28. «Пять ядовитых» (уфу) 五。。。 — сороконожка, змея, жаба, паук, ящерица.

29. «Саньдо» 三多 — изображение пальчатого лимона (фошоу 佛手 — пальцы Будды), персика, граната. Пожелание счастья, долголетия и потомства.

30. «Семена лотоса» (ляньцзы) 莲子 — омоним выражения «рождение подряд мальчиков» 。。。子.

31. Скипетр (гуй) — символ власти, пожелание ученой карьеры.

32. Слиток серебра (дин) — пожелание богатства, «дин» — омоним слова «непременно» 。。。, входит в состав ребусов со значением «пусть непрерывно исполняются Ваши желания».

33. Созвездие синчэнь 。。。 — напоминает ковш Большой медведицы (Бэйдоу 北斗 — северный ковш), вероятно, означает север, ассоциируется с зимой. Символ единения двух начал.

34. Сорока (сицюе) 喜鹊 — птица «счастливой встречи». Обычно изображаются две сороки в одной композиции.

35. Сосна (сун) — символ долголетия.

36. Тайцзиту 太极图 (тайцзи 太极 — «великий абсолют», «ту» — круг) — композиция из двух переплетающихся светлой и темной запятых, символизирующих слияние сил Неба и Земли (инь-ян).

37. Трезубец (цзи) 。。。 — омоним слова степень (ученая) , а также слова «праздник» .

38. Фэнхуан 凤凰 — фантастическая птица, символ согласия, гармонии.

39. Цилинь 麒麟 — фантастическое животное, часто изображается с малышом на спине — пожелание потомства, знатных и богатых сыновей.

40. Хризантема 菊花 — символ осени, в лубках — пожелание высшего чиновничьего ранга.

41. Черепаха (гуй) — символ плодородия земли, символ долголетия.

42. Шуанси (двойная радость) 双喜 — стилизованное изображение сдвоенного игроглифа «си» — «радость», символ свадьбы, супружеского счастья.
Последний раз редактировалось Егор Сб мар 25, 2006 7:30 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Пн мар 20, 2006 8:31 am

По сути, любая картина предстоит нам как текст, с иероглифами, которые тоже можно выучить как обычный язык и читать. Очевидная близость каллиграфии и живописи.

Напрмер, у меня есть нефритовый амулет, на котором летучая мышь (фу) на паре-тройке китайских монет (цянь). То бишь "фу цянь" (蝠钱), но при том же звучании, но записи другими иероглифами (福前) это благопожелательный символ "счастье перед тобой (впереди)".

Наличие массы омонимов позволяет создавать массу таких ребусов, одни из которых очевидны, а для понимания других требуется большое образование и знание традиций.

Однако только ли омонимией обусловлены некоторые символы?

Рассмотрим самый известный пример - летучая мышь (фу - 蝠) и счастье (фу - 福).

В одном случае левая часть иероглифа указывает на связь с миром животных (у "летучей мыши"), а в случае "счастья" - алтарь предков.

Маленькое отступление: многие годы господства материализма в нашей стране исказили не одному поколению взгляд на мир, так, что мы замечаем лишь материальное, опуская духовные пласты существования человека, которые существовали наравене, а часто и шире материальных. Именно духовные измерения толкали человека на творчество и создание грандиозных памятников материальной культуры (напр. Пирамиды (Египта, Южной Америки и т.д.), храмовые комплексы (и Ангор ват, и Стоун Хэдж, и могилы Цинь Ши Хуан Ди, и т.д.)). И рассматривать их без учета духовных измерений невозможно, иначе мы можем сделать выводы только о патологической мании величия их создателей. Также вспомним факт, что в доимперском Китае (да и позже) для жертвоприношений (духообщения) приносили лучших животных, на лучших полях росли зерна для приготовления ритуальных вин. Да и не только в китае.

Многие понятия языка отражали оби эти две грани бытия, а часто именно больше запредельную или потустороннюю, которой мы все больше лишаемся в наше время технологии и "цивилизации".

Духи были во всем, с ними рождали, жили, ели, шли на войну, умирали и потом путешествовали. Именно в этой сфере надо часто искать ответы на некоторые вопросы, а не в сфере только рационального, как более привычного нам.

Летучая мышь во многих культурая является сакральным животным.

Почему?

Во-первых, она сочетает в себе свойства и птицы и животного.

Во-вторых, она живет в двух средах - в воздухе и под землей (в горных пещерах).

в-третьих, основная активность приходиться на ночь.

Поэтому естественна связь данного животного с умиранием (царство ночи, подземный мир). Подобная трактовка у многих народов.

Но почему в Западной традиции летучая мышь - нетопыть, спутник злых сил, кровопийца, а на Востоке символ счастья?

Почему в западной традиции ее изображают как страшилище, а на китайских картинках - милый пушистый зверек?

Конечно есть летучие мыши, пъющие кровь. Но, во-первых. живут они в Африке и открыти не так давно, во-вторых, пьют они не много, делая маленький прокол на коже и слизывая (а не высасывая) капельки крови. И нападают на крупный рогатый скот, который не очень чувствителен к таким нападениям.

Кстати, я много раз видел представителей рукокрылых (научное название всех летучих мышей. Ведь там есть и летучие собаки, и летучие лисицы - очень милое создание, питающиеся бананами) - все они теплые, пушистые и очень симпатичные, только на земле им очень неудобно.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная

Сообщение Егор » Пн мар 20, 2006 8:33 am

Возможно ответ кроется в сфере именно духовного сиомволизма. Изображение

Летучая мышь - страж между мирами (например см. покрывало из Мавандуя) в раннекитайской мифологии.

Тоже положение она занимает в Южноамериканском эпосе.

Символизм понятен - люди умирая, уходят в землю, в подземный мир, в мир мертвых. Который затем в симовлической реальности находиться не только под землей, но и на небе.

То есть, от этого стража зависит попадание души лучший мир или иная учать, например, бродящего неприкаянного духа.

А если учесть, какое значение придается в любой традиционной культуре посмертной участи (будь то христианство или классичесский буддизм, ислам или иудаизм) - то от решения или действий летучей мыши зависит вечное счастье или горькая участь.

Возможно и иное толкование этого символа счастья - как проводника между мирами, и счастлив именно тот, кто наиболее адекватно осуществляет такую связь, используя христианскую метафору - является наиболее правильным выразителем воли Бога (имеено такое понятие счастья как самого лучшего состояния в христианстве).

Впоследствии этот символ уходит в народную традицию и предельно секуляризуется, теряя свой духовный смысл, и становясь простым символом доступного понятия.

Прохоже на то, как простой факт наличия распятия является мощным средством экзорцизма в народной традиции христианства в оппозицию с символизмом распятия в лоне самой церкви.
Аватара пользователя
Егор
Модератор
 
Сообщения: 1823
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2004 11:23 am
Откуда: Поднебесная


Вернуться в Общие вопросы истории, языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Медицинский кодекс врачей Рунета